Напряженной ситуацией в Каракалпакстане пытаются воспользоваться «внерегиональные игроки», уверен доктор исторических наук Булат Султанов. Злополучные поправки в Конституцию Узбекистана как-то очень вовремя подвернулись под руку и стали отличным поводом для устройства нового очага напряженности в Центральной Азии.
При этом основная причина бунтов, как утверждает значительная часть экспертного сообщества и с чем согласен Султанов, лежит в экономике. Голодных людей легче подбить на беспорядки.
Почему настроения людей никто не учел?
— Булат Клычбаевич, не начнется ли в Каракалпакстане эскалация конфликта? Сейчас вроде поутихло, но как бы это не было затишье перед бурей.
— Сначала хочу сказать, что события в Каракалпакстане наши сограждане восприняли очень болезненно, поскольку там живет родственный нам народ. У нас практически единый язык, общие традиции и тому подобное. Мало того, при Советском Союзе одно время Каракалпакстан входил в состав КазССР, но потом его передали в состав Узбекистана.
Так что понятно, какое беспокойство беспорядки там вызывают у нас. Лично меня беспокоят еще несколько моментов. Во-первых,
Центральная Азия находится в своеобразном треугольнике между Китаем, Российской Федерацией и исламским миром
Поскольку Китай (в первую очередь) и Россия сейчас объявлены противниками США, мы можем смело говорить, что коллективный Запад будет усиливать давление на них, а вся Центральная Азия от этого начнет испытывать определенный, мягко говоря, дискомфорт.
Казахстан не хочет портить отношения ни с каким из центров силы. Во внешней политике мы проводим стратегию, которая опирается на три столпа: многовекторность, прагматизм и защита национальных интересов страны. Но это не говорит о том, что мировое противостояние не отразится на нас, как и на всем центральноазиатском регионе, причем не в лучшую сторону.
— Давайте вернемся к Нукусу. Почему там так сильно полыхнуло?
— Думаю, что в Ташкенте не учли настроений в Каракалпакстане, которые возникли в первую очередь из-за тяжелого социально-экономического положения страны. Наверное, руководителям группы, которая готовила проект конституционных поправок, нужно было более детально и конкретно изучить ситуацию, прежде чем предлагать лишить Каракалпакстан права на суверенитет и выход из состава Узбекистана. Если бы не эти поправки, события могли бы развиваться гораздо спокойнее.
На эти грабли наступил не только Ташкент
— Правда, тут есть два нюанса. Первый – это целые грабли, на который наступил не только Узбекистан. Я имею в виду
два противоречивых пункта: первый – это право нации на самоопределение, а второй – право государства на сохранение территориальной целостности
То есть, с одной стороны, народ Каракалпакстана имеет право на независимость, но с другой, Ташкент рассматривает происходящее там как откровенный сепаратизм.
И второй момент как раз проистекает из геополитического расположения всей Центральной Азии. Поскольку, как я уже сказал, регион находится на стыке сразу трех миров, конечно, есть определенные внешние силы, которые заинтересованы в дестабилизации ситуации внутри этого треугольника. И в первую очередь для того, чтобы Китай и Россия получили головную боль в виде «горячих точек» прямо на своих границах.
Жители же Центральной Азии в этом абсолютно не заинтересованы, поэтому
я уверен, что разжигают ситуацию те, кто находится за пределами Узбекистана
— Это какие например?
— Конкретнее трудно сказать. Это могут быть и политические оппоненты Мирзиеева, находящиеся за границей. Но могут быть и заинтересованные западные структуры, которые «заточены» на ухудшения положения в Китае и России, в том числе и из-за конфликтов в приграничных странах.
Рецептом может стать инициатива Токаева
— Я неоднократно говорил, что сегодня мировое сообщество расколото на коллективный Запад и незападный мир. При этом в результате пандемии уже были нарушены торговые цепочки, торгово-экономические связи, а в рамках «крестового похода» Запада разрушения только усилились. Что в свою очередь приводит к ухудшению социально-экономического положения населения. А недовольное население способно на многое. Вообще,
основные причины конфликта – это именно, во-первых, тяжелое социально-экономическое положение, а во-вторых, стремление внерегиональных игроков использовать это для дестабилизации ситуации
в Центральноазиатском регионе и в Узбекистане в частности.
Вот для того, чтобы не дать воспользоваться тяжелой ситуацией в Каракалпакстане деструктивным силам – нам вместе нужно помочь Узбекистану в решении этой сложнейшей проблемы. И подходы здесь нужны деликатные.
Я бы порекомендовал нашим дипломатам очень внимательно отнестись к ней и подключить к урегулированию региональные международные организации: ШОС, ОДКБ, ЕАЭС и СНГ. Одним из рецептов может быть инициатива Касым-Жомарта Токаева об усилении центральноазиатской кооперации и внутрирегионального сотрудничества. Совместными усилиями мы могли бы помочь Ташкенту.
— Мирзиеев уже предложил убрать поправки, с которых все и началось. Может на этом и закончится?
— Да, узбекский президент поступил очень мудро. Но сейчас нужно, чтобы те, кто затеял всю эту бучу, не стали накачивать ситуацию дальше. И в этом, повторюсь, мы должны помочь. Очень бы не хотелось, чтобы под боком у Казахстана появился «второй Донбасс» со всеми вытекающими из этого последствиями.