Китай находится на стадии подъема имперского могущества. К этому его привела, казалось бы, утерявшая актуальность и массовую привлекательность идеология марксизма-ленинизма. Как это было.
Что движет Си?
После распада СССР объектом внимания западной политологии стал подъем Китая под руководством Си Цзиньпина и вызов, который современный Китай бросает Западу. В преддверии 20 Съезда Компартии Китая, который состоится 16 октября 2022 года и на котором Си предположительно будет избран Председателем КПК в беспрецедентный третий раз, можно постараться понять, что движет Си.
Ответ достаточно банален – это марксизм-ленинизм, являющийся официальной идеологией КНР с 1949 года. Но большинство западных, да и не только, политологов уже давно считают этот фактор «мертвым». В конце 70-х годов 20-го века китайский лидер
Дэн Сяопин отказался от марксистской ортодоксальности Мао Цзэдуна в пользу построения чего-то, напоминающего государственный капитализм
. За Дэн Сяопином аналогичного курса придерживались его последователи – Цземин и Цзиньтао, которые стали работать на построение рыночной экономики внутри страны и встраивание ее в мировой экономический порядок, где лидером были Штаты.
Между Мао и Сяопином
Председатель Си это все сломал и вернул в практику диктат идеологии над политикой. Си вернул контроль партии над всеми сферами политической, экономической и социальной жизни. При Си доминирующей стала идея, что история бесповоротно встает на сторону Китая, и мир, перестроенный по китайским лекалам, будет существовать при более справедливом глобальном порядке.
Вышеизложенные идеологические тренды не стали отскоком назад к маоизму. Кому-то может даже показаться, что видение Си гораздо сложнее визионерства Мао. Тем не менее это видение имеет вполне практические последствия в реальной жизни, а точнее во внешней политике современного Китая.
Как все марксисты-ленинисты, Си верит в исторический материализм, то есть такой подход к изучению истории, в рамках которого прогресс невозможен без противостояния антагонистических классов, и в диалектический материализм — такой подход к политике, в рамках которого изучаются изменения, происходящие в результате столкновения противоборствующих сил.
Бесконечная война
Если проследить публикации Си, можно отметить, что для него исторический материализм заключается в том, что переход Китая к более совершенной форме социализма обязательно сопровождается загниванием капитализма. С точки зрения диалектического материализма по Си, Китай продолжает непрекращающуюся и неослабевающую войну против реакционных сил внутри Китая (частный сектор, прозападные НПО и религия) и на международном уровне (США и их союзники). Китай находится на правильной стороне истории, в то время как Штаты обречены на загнивание и историческое поражение.
В 2013 году во время главной конференции по идеологии и пропаганде новый Председатель КПК Си Цзиньпин обратился к партии с речью, содержание которой было засекречено, но тем менее попало в киберпространство. В этой речи Си обсудил идеологический уклон, который привел к коллапсу советского коммунизма. Он отметил роль Запада в разогревании идеологических противоречий внутри Китая и подчеркнул, что необходимо бороться и подавлять все формы диссидентства.
— Распад режима часто начинается с идеологии. Политические беспорядки и смена режима могут произойти за сутки, а идеологическая эволюция есть процесс долгосрочный. Когда пробита линия обороны на идеологическом фронте, другие фронты сдержать крайне сложно, — сказал Си.
В отношении Запада он сказал: «…Запад борется с нами за умы и сердца масс, чтобы сбросить руководство КПК и сломать китайский социализм».
Чистки в партии
Эта речь стала программной – последовали чистки, которые продолжаются до сих пор. Борьба с политической и институционной оппозицией обрела формы борьбы с коррупцией. Самой знаменитой жертвой этих чисток стал сегодня отбывающий свой пожизненный срок Бо Силай, партийный функционер, выросший в среде китайской «золотой молодежи» — «красных принцев», неформальный лидер властных «красных либералов» и сторонник углубления сотрудничества с Западом, он уверенно шел к тому, чтобы потеснить Си и самому стать лидером Китая. Си вернул контроль Компартии в армии и органах внутренних дел, а также централизовал кибербезопасность.
В 2019 году Си объявил всепартйную кампанию под лозунгом, который в переводе с китайского можно оформить как «Не забыть первичную цель партии, помнить миссию». Целью кампании является «теоретическое образование членов партии и ввод их в область идеологии и политики». Для тех, кто не в курсе, сообщаем, что таким образом была подготовлена армия «идеологических комиссаров», заточенных на неусыпный контроль за экономикой в свете вечной борьбы социализма против капитализма. К концу своего первого срока на посту Председателя КПК Си превратил партию в военно-политический орден.
По контрасту с форсированным насаждением старой ленинской дисциплины во внутренней политике переход к марксистской ортодоксальности в экономике был более постепенен. Экономический менеджмент в Китае долгое время был в руках технократов из Государственного совета – высшего административного органа страны. Си восстановил контроль компартии за всеми сферами экономики. Официальная позиция в отношение ролей экономики и государства стала все более идеологически мотивированной. А после глобального кризиса 2008 года и всекитайского финансового кризиса 2015 года. Си только утвердился в неприятии рынка и капитализма.
Особый путь Китая
Вот такая сложилась в Китае дихотомия – поддержка рыночных реформ, с одной стороны, и установление жесткого идеологического диктата, с другой. В 2013 году, менее чем через полгода после программной речи Си о необходимости возврата к идеологическим корням, ЦК КПК принял один весьма примечательный реформистский документ под емким наименованием «Решение». По нему, в государственные компании Китая потекли триллионы долларов инвестиций, источниками которых стали так называемые «фонды направления индустриального развития». Следом за инвестициями пришли «теоретически образованные» и «введенные в политику» партийцы, которые практически реализовали намерения Си установить жесткий идеологический диктат в экономике.
На 19-м Съезде КПК в 2017 году Си объявил о необходимости выправить и выровнять «несбалансированное и неадекватное развитие» (имущественное расслоение населения), возникшее в результате «реформ и открытости», которые ввел в жизнь Дэн Сяопин в конце 70-х годов 20-го века. В одном из китайских партийных печатных органов в 2021 году была опубликована не сильно растиражированная статья Си, в которой он спорит с Сяопином, который считал, что прежде чем Китай построит общество всеобщего благоденствия, пройдет несколько сотен лет неравенства. Си же заявил, что благосостояние для всех достижимо и в обозримом будущем.
Технически инициативы Си были реализованы, когда партийные назначенцы вошли в составы советов директоров и правлений крупных компаний и фирм разных форм собственности, чтобы назначать управленцев и принимать стратегические решения. Китайское государство стало входить в уставные фонды частных компаний, взамен требуя от них вхождения и в уставные капиталы государственных корпораций.
Капитализма больше нет?
Тем временем вышестоящие умы китайской компартии разработали «экономику двойного оборота», то есть план, по которому Китай стал самодостаточной индустриальной державой, в то время как весь мир впал в зависимость от Китая. В конце 2020 года Си выдвинул еще одну инициативу – «повестку общего благосостояния», то есть приказ китайским нуворишам перечислять деньги в государственные программы развития. К концу 2021 года политика Дэна Сяопина, по которой Китай воспринял капиталистические методы хозяйствования и мышления, была окончательно свернута.