Очередное предложение ужесточить процедуру выдачи водительских прав обсуждают в парламенте страны. Комментаторы в социальных сетях отмечают, что это похоже на очередной всплеск эмоций без сколько-нибудь серьезной аналитической проработки, который вновь, как это уже не раз бывало ранее, ни к чему не приведет.
Депутат мажилиса Гульдара Нурумова предложила усилить требования к правилам приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений, направив запрос заместителю премьер-министра Роману Скляру.
Ежегодно у нас в стране совершается свыше 13 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет более двух тысяч человек и свыше 18 тысяч получают ранения. Тревожной тенденцией является ежегодный рост показателей аварийности. Уже в 2022 году количество ДТП выросло на девять процентов, в них погибло на 21 процент больше наших граждан,
отметила Нурумова, выступая на заседании мажилиса.
Депутат напомнила, что функции регистрационно-экзаменационных подразделений по проведению теоретических и практических экзаменов Министерства внутренних дел РК в 2019 году были переданы Госкорпорации «Правительство для граждан». Делалось это с целью снизить коррупцию и исключить условия для «покупки» прав, которая процветала до этого. Однако, как показала практика, новшества мало что изменили. Коррупционные факторы никуда не делись.
Недавно министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин опубликовал видео эксперимента в спецЦОНе столицы. «Тайный покупатель» смог легко получить водительские права без сдачи экзаменов.
Сейчас обучение осуществляют 747 учебных центров. Учебный процесс подготовки водителей начал проходить формально. Выросло количество школ без материально-технической базы, которые просто печатали сертификаты,
констатировала депутат.
Правда, предложения Нурумовой выглядят хотя и конструктивно, но не похоже, что они способны устранить коррупционную среду в этой сфере. Депутат предложила следующее:
- исключить для впервые получающих права казахстанцев возможность онлайн- и самоподготовки либо усилить требования к процессу сдачи экзаменов
- пересмотреть порядок приема экзаменов в спецЦОНах, предоставив возможности для сдачи в районных центрах (вот уж где вариантов для «помогаек» хоть отбавляй!)
- провести ревизию государственных стандартов и правил подготовки водителей
- предусмотреть контроль и ответственность автошкол – контрольные функции передать саморегулируемым организациям бизнеса и профессиональным объединениям водителей, а также палате предпринимателей «Атамекен» (тоже сомнительное, на наш взгляд, предложение: когда контролирует не государство, а частные структуры, результат известен заранее)
В общем, красивые слова, громкие эмоции, интересные вроде бы предложения… Только все это как-то несерьезно. Вот когда сажать начнут на 10-15 лет за фальсификацию экзамена, либо сразу под расстрел, как в Китае, тогда, возможно, результат будет. Только у нас в Казахстане такого никогда не будет. Добрые мы…