Впервые об астанинском LRT заговорили в 2005 году. В те времена проект гремел на всю страну, а сегодня превратился в памятник коррупции. Ранее аким Астаны Женис Касымбек заявлял, что LRT будет достроено до конца 2024 года. В конце прошлого года сообщалось, что на проект выделено свыше 1 млрд долларов. El.kz ознакомился с деятельностью китайской компании, которая должна завершить строительство данного объекта.
Чтобы хоть как-то вернуть доверие, в 2020 году руководством города было принято решение о переименовании проекта и проведении соответствующих мер по ребрендингу. В итоге ТОО «Астана LRT» стало называться City Transportation Systems (CTS), что в переводе означает «городские транспортные системы».
Сегодня строительством астанинского метрополитена занимается китайская компания China Railway Asia Europe Co., Ltd (中铁亚欧).
Что известно о фирме
Компания была основана 29 апреля 2015 года. Начальный капитал составлял 100 млн китайских юаней. В 2017 году фирма привлекла инвесторов и увеличила размер капитала до 300 млн юаней. В ближайшем будущем компания намерена освоить рыночный масштаб и выйти на зарубежные рынки с помощью стратегического проекта «Один пояс, один путь».

В перечень услуг, указанных на сайте компании, входят: инвестиции в крупные и мелкие объекты, механическое оборудование, различная техника, импорт-экспорт товаров.
В 2017 году у China Railway Asia Europe Co., Ltd возникли споры с инвесторами. Фирма получила 29 юридических жалоб от имени 15 инвесторов. В связи с этим провели 36 экспертиз, состоялось пять судебных слушаний.

Также известно, что недавно основателю компании Чжоу Хайвэю (周海威) было предъявлено обвинение в нарушении договора, связанного с финансовым кредитованием. Долговые споры по кредитам предприятия будут рассматриваться Верховным судом провинции Хэйлунцзян, судом города Пекина и Вторым народным судом промежуточной инстанции. Весь капитал Chaina Railway Asia-Europe заблокирован и оштрафован за нарушение контракта. Депозит ответчика в размере 5 616 500 юаней был также перекрыт, а его имущество конфисковано.

Список компаний, чьи активы заблокированы. China Railway Asia-Europe находится на втором месте.

В День столицы президент Касым-Жомарт Токаев дал поручение по LRT в Астане.
Обозначены сроки, взяты обязательства перед жителями. Теперь принципиально важно своевременно завершить реализацию проекта. Определенные средства на эти цели уже выделены, а видимых результатов работы все еще нет. Затягивание решения транспортных проблем может привести к системному кризису, когда город будет постоянно стоять в пробках. Поэтому решать данный вопрос необходимо наиболее приемлемым способом. Иначе это приведет к экономическим потерям.
Насколько правдива информация о китайском генподрядчике, которую выдают СМИ КНР? Оправдает ли такая компания доверие наших граждан? Оказалось, что China Railway Asia-Europe еще никогда не реализовывала столь масштабные проекты. С января этого года, когда президент отдал распоряжение, никакой интенсивной работы с их стороны замечено не было. Сможет ли компания выполнить работу в обещанный срок и с полной гарантией качества?
Что говорят в акимате
В управлении дорожно-транспортной инфраструктуры напомнили, что строительство LRT — это крупный инвестиционный проект, решение по поводу его реализации принимается на самом высоком уровне власти.
Генеральные подрядчики China Railway Asia-Europe Construction Investment Co. Ltd, Beijing State — Owned Assets Management Co., LTD, China Railway No.2 Engineering Group Co., LTD определены в соответствии с постановлением правительства Республики Казахстан №93 от 19 февраля 2016 года, лидером консорциума является China Railway Asia-Europe Construction Investment Co. Ltd. В китайской компании серьезных судебных исков нет. Также это не по влияет на выполнение контракта,
написал в своем ответе на запрос глава управления Жансултан Сапарбаев.
Он заверил, что соглашение с китайской компанией было заключено в соответствии с международными договорными нормами и имеет полную юридическую силу.
Существуют договорные обязательства. Их нарушение может привести к длительным обсуждениям и тратам. Данный проект реализуется в рамках межгосударственной программы «Один пояс, один путь», которая создана по инициативе Китайской Народной Республики и призвана укреплять и развивать межгосударственные отношения при поддержке Казахстана.
Сапарбаев также добавил, что ЛРТ — сложный технологический проект, требующий значительного объема подготовительных работ и последующей поэтапной реализации.
Самыми затратными материалами являются металл и цемент, которые нужны для бетонных работ. С учетом требований погодных и температурных условий материалы готовились на строительных базах в зимне-весенний период. В настоящее время активно ведутся работы на мосту и на улице Калдаякова. На некоторых участках ведутся работы по устройству наземных фундаментов, что затрудняет визуальную оценку проводимых работ. Начаты подготовительные работы на пересечении проспекта Тәуелсіздік и моста М3, а также на улице Сыганак в районе гостиницы «Пекинский дворец».
По поводу гарантии отмечаем, что совместно с заказчиком производство работ контролируется авторским и техническим надзором, есть наличие сертификатов качества, соответствие проектного решения контролируется на постоянной основе.
Таков был ответ акимата. Таким образом стало ясно, что над строительством объекта будут совместно работать три китайские фирмы.
China Railway Asia-Europe Construction Investment Co. Ltd — частная компания, созданная для реализации проекта строительства LRT. Чтобы получить одобрение банка на кредитование, фирма должна принадлежать государству. Поэтому в ее составе числится Beijing State – Owned Assets Management Co., LTD. Помимо всего прочего, для осуществления такого масштабного проекта, как LRT, необходимо иметь действующую лицензию. В связи с этим подключается третья компания — China Railway No.2 Engineering Group Co., LTD.

И наконец, лед тронулся. Лидирующей компанией становится Beijing State — Owned Assets Management Co., LTD, которой принадлежит наибольшая доля активов. Теперь начнется борьба за ставки. Чтобы отозвать компанию Beijing State — Owned Assets Management Co., LTD, наше правительство под руководством Аскара Мамина направляет соответствующее письмо через консульство РК в Пекин (без влиятельных людей, конечно, не обошлось).
В Пекине заявили, что Астана должна заплатить для этого 350 млн долларов за проделанные работы. Министерство финансов Республики Казахстан направляет китайской компании письмо о возврате указанной суммы. Затем компания Beijing State — Owned Assets Management Co., LTD выходит из этого проекта. К нынешнему строительству она теперь отношения не имеет.
В итоге было решено, что для покрытия долга Халык банк выделит 500 млн долларов, а холдинг «Байтерек» — 100 млн долларов.
В настоящее время над проектом работает China Railway No.2 Engineering Group Co., LTD. Следует признать, что данная компания имеет плохую репутацию. Никто не хочет работать с такой компанией и брать на себя ответственность за нее.
Текущий состав и состояние China Railway Asia-Europe Construction Investment Co. Ltd на сегодняшний день

- ТОО «Пекин, Азия, Европа, Diheng Science and Trade Limited Partnership» — 49,6667%;
- ООО John Liang Heng Tong International (Пекин) — 24%;
- ТОО Zoomlion – 15%;
- China Railway No.2 Engineering Group Co., LTD — 11,3333%.
Как мы видим, China Railway No.2 Engineering Group Co., LTD владеет только 11% акций. Это говорит о том, что у компании низкая репутация.
Движение транспорта в Астане становится все более затрудненным по мере увеличения населения. Потребность в строительстве LRT ощущается каждый день. Хотя государство несколько раз рассматривало финансы, а президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно давал поручения, судьба проекта все еще стоит под вопросом.
В этом году на строительство объекта выделено 52,4 млрд тенге. В настоящее время освоено 24,8 млрд тенге выделенных средств,
сообщили в столичном акимате.
Действительно ли были проделаны работы на ту сумму, которую указывает акимат?!
Организованная коррупция — главная причина, по которой судьба ЛРТ никак не решится. На столь огромные средства можно построить не один, а несколько таких объектов.
China Railway Asia-Europe Construction Investment Co. Ltd вряд ли осуществит мечту казахстанцев. Как мы уже говорили в начале, никаких масштабных проектов компания раньше не реализовывала. Следовательно, опыта в этой сфере у нее нет. Даже если строительство будет окончено, кто ответит за качество? Некомпетентный подрядчик или правительство, которое не имеет полного представления о том, кто стоит за проектом? Мы все еще ждем четких ответов на эти вопросы.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции и публикуются с целью повышения информированности наших читателей