Общественные советы не могут эффективно работать, пока членов в них набирают сами сотрудники уполномоченных органов, говорит директор Экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов. Хотя советы и задумывались, как своеобразный хлыст для исполнительных органов, на деле многие из них не выполняют свои функции. И не смогут выполнять, потому что сидят там зачастую «нужные» люди, говорящие то, что от них требует не общество, а акиматы с министерствами.
Активность граждан оставляет желать лучшего
— Марат Советович, сейчас снова начали много говорить о гражданском обществе, необходимости его развития в целом и различных институтов в частности. Как считаете, какие институты нужно реформировать или может даже строить с нуля в первую очередь?
— Если говорить о неправительственном секторе, то главная проблема – это нынешние общественные советы. Не все, конечно, но слишком многие работают из рук вон плохо. Проблема тут в неполноценном законе об общественных советах, точнее – в том, как набирают их членов.
В советах при акиматах вообще все поголовно сидят «ручные», поскольку именно работники акиматов их и привлекают, кого сами захотят
В результате ни маслихаты не работают в полной мере, ни общественные советы не дают должного эффекта.
Закон об общественных советах нуждается в изменениях именно в части набора, поскольку в остальном он вполне неплох. Но он дает право уполномоченным органам самим собирать этот совет, и это следует менять. Членов общественных советов нужно выбирать на открытой конкурсной основе, причем делать это должны не работники акимата, а само общество. То есть практически очередные выборы. Объявили конкурс, за кого из кандидатов больше народу проголосовало – те и вошли в состав совета.
И тогда эти люди будут действительно работать, а сейчас многие такие ручные советы фактически дискредитируют сам институт
Что делает общественный совет при акимате столицы? Проблем в городе хватает, например, точечная застройка, по любому вопросу можно начинать бить во все колокола. Но что-то я не слышал, что там об этом говорили. Кто-нибудь заявлял: «Я член общественного совета и требую объяснить, почему в стране подорожал сахар?». Или не хватает лекарств. Лично я такого не припомню.
При этом в целом оставляет желать лучшего и активность сограждан. В результате общественные институты есть, но насколько они развиты – вот в чем вопрос. У наших людей логика следующая – я хочу всего и сразу, но сам ничего не хочу делать. А так не бывает, потому что если ты что-то хочешь, ты должен отстаивать это, отстаивать свою гражданскую позицию, а таких людей, к сожалению немного.
Часто ли кто-нибудь требует показать бюджеты акиматов или министерств? А ведь коррупция появляется уже при планировании бюджетов, но что-то общество не особо обращает на это внимание. В том числе и общественные советы. В итоге воровство уже практически стало национальной идеей, в головах сидит только мысль – как бы украсть. Это современный бич нашей страны.
Парламент слишком долго отдыхает
— А как с этим бичом справиться?
— Только открытость, публичность, общественное порицание – больше никак. Если будет открытость, тогда и правосудие заработает по другому, и к правоохранительным органам стало бы меньше претензий. А то в целом
иногда государственные органы занимаются откровенным саботажем поручений главы государства
Граждане должны верить власти, а они сейчас не верят. Человек приходит к чиновнику со своими проблемами, а тот сидит и ждет – что ему скажут сверху, самостоятельно ничего решить не может. Хотя даже Касым-Жомарт Токаев уже говорил – вы должны уметь самостоятельно принимать решения там, где это нужно.
— С общественными советами понятно, а что в остальном? Как ситуация в неправительственном секторе в целом?
— В целом же сейчас начали создаваться условия, чтобы общественные институты все больше развивались, нужно только ими воспользоваться. Все должны работать для того, чтобы конституционные права и свободы граждан были защищены – это я как юрист говорю. А в первую очередь государство должно работать на человека. Это же отражено и в Конституции – целью деятельности государства и его органов является человек, его права и свободы. Справедливость, равенство всех перед законом и так далее – все основные принципы уже заложены в Конституции. Другое дело, что до недавнего времени подход к реализации был скорее формальный. Не очень то приветствовалось полноценное развитие гражданских институтов.
— Насколько сейчас все изменилось?
— После январских событий однозначно стало ясно, что пора строить новый Казахстан. Концепция слышащего государства, курс на построение справедливого общества и так далее. Но требуются изменения и дополнения в законах. Сейчас работа немного приостановилась, но это потому что парламент на два месяца ушел в отпуск – этот срок указан в Конституции. Может, нужно ее поменять, чтобы депутаты отдыхали только один месяц.