Если говорить об автомобилях, то в буквальном смысле слова впереди Земли находится, конечно же, транспортное средство другой известной компании.
Ровно пять лет назад, в начале февраля 2018 года, SpaceX отправила в космос красный Roadster Tesla с сидящим за рулем манекеном «Стармен». Его увлекательный вояж можно отслеживать онлайн. Согласно веб-сайту whereisroadster.com, спортивный кабриолет движется на невероятной скорости по продолговатой орбите примерно в 320 196 750 км от Земли.
Полеты во сне и наяву
Но в таком случае что утверждается в заголовке и главное почему? Дело в том, что Rolls-Royce и Tesla роднит не только любовь к автомобилям класса люкс, но и полетам.
Компанию Rolls-Royce, известную сегодня обывателю прежде всего роскошными лимузинами, до сих пор собирающимися вручную, Генри Ройс и Чарльз Роллс создавали как производителя автомобилей и авиадвигателей. Причем они преуспели и в той и другой сферах. Неудивительно, что в 1944 году премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился передать их компании конструкторскую документацию фирмы Power Jets.
Создателем Power Jets был инженер, летчик-испытатель и отец турбореактивного авиационного двигателя Фрэнк Уиттл. Но будучи небольшой, его фирма не могла справиться с трудностями реактивного двигателестроения, имевшего, с одной стороны, блестящие перспективы, а с другой, требовавшего огромных финансовых и иных инвестиций.
Несмотря на то, что Уиттла наградили медалью Гуггенхайма и посвятили в рыцари, он не забыл обиду и эмигрировал в США, где стал профессором Военно-морской академии и получил полное признание своих заслуг перед мировой авиацией.
Впрочем, британское правительство и другие тоже не остались внакладе. Именно двигатели Уиттла, усовершенствованные фирмой Rolls-Royce, после Второй мировой войны Великобритания продала СССР. Они получили названия РД-500 и РД-45 и устанавливались на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17. Советские авиаконструкторы признавались, что британские двигатели ознаменовали новый этап в развитии военного авиастроения Советского Союза.
Между тем Rolls-Royce, от которой в 1973 году было отделено автомобильное подразделение Rolls-Royce Motors, добилась важных успехов в производстве и проектировании газотурбинных двигателей и для гражданской авиации.
В этом смысле, фигурально выражаясь, она нередко была впереди если не всей планеты, то ряда своих ближайших конкурентов точно. К примеру, в ноябре 2022 года она впервые в мире авиации успешно запустила двигатель на водороде.
В ходе наземных испытаний с использованием переоборудованного двигателя регионального самолета Rolls-Royce AE 2100-A использовался зеленый водород, создаваемый энергией ветра и приливов,
заявили представители британской компании.
Мечты о Дальнем Космосе
А уже в феврале этого года инженеры Rolls-Royce сообщили о разработке ядерной системы деления и представили публике новое изображение микрореактора для космических кораблей. По словам представителей компании, он «предназначен для безопасной и чрезвычайно надежной формы топлива».
Ядерные двигательные установки, использующие энергию расщепления атомов, обладают огромным потенциалом для ускорения космических путешествий и сокращения времени в пути. Например, такой двигатель домчит ракету до Марса не за 8-9 месяцев, а всего за 45 дней или меньше.
Следует отметить, что ученые и крупные организации все чаще рассматривают ядерное деление для космоса. Неудивительно, что в январе месяце НАСА объявило о планах построить к 2027 году функционирующую ядерную тепловую ракету.
В общем, космическая гонка выходит на новый круг. Сможет ли Rolls-Royce вновь опередить всех, покажет время.