Несмотря на заверения государства о том, что уровень молодежной безработицы в Казахстане всего 3,9%, почти четверть числящихся трудоустроенными имеют статус самозанятых.
В июле 2022 года на расширенном заседании правительства президент Касым-Жомарт Токаев в очередной раз поднял проблему занятости молодых казахстанцев.
В стране создаются условия для саморазвития подрастающего поколения. Но, несмотря на конкретные меры, проблема занятости молодежи остается не до конца решенной,
отметил глава государства и пообещал в конце года подвести итоги того, что сделано.
Всех посчитали. А дальше?
А сделано ничего. Судя по отчету комитета по делам молодежи и семьи Министерства информации и общественного развития, который в разделе «молодежная политика» уже подвел итоги 2022 года.
Итак, опубликованные цифры говорят о том, что на начало 2022 года количество молодежи от 14 до 28 лет составило 3,7 млн человека, из которых 2,1 млн — городские жители, 1,6 млн человек — сельские.
Численность безработной молодежи по итогам 2022 года составила 68,5 тысяч человек (в 2021 году – 77,6 тысяч человек), наблюдается снижение численности безработной молодежи. Уровень молодежной безработицы по итогам 2022 года составил 3,9 % (в 2021 году – 3,8 %),
пишут чиновники.
Интересная у них математика: в количественном выражении безработных молодых казахстанцев стало меньше, а в процентном — больше.
Хотя чему удивляться? Подход к формированию госзаказа на подготовку специалистов для экономики в Казахстане такой же. Иначе зачем ежегодно раздавать абитуриентам десятки тысяч грантов на обучение, если потом почти половина выпускников толкает тележки на базарах или идет на стройки разнорабочими?
Молодежью нужно заниматься
На днях представитель ЮНИСЕФ в Казахстане Артур ван Дизен поделился результатами проектов, которые организация реализует совместно с неправительственным сектором и госструктурами. Речь идет как раз о том, чтобы у молодежи Казахстана помимо классического образования появлялись когнитивные, социальные, эмоциональные и деловые навыки для облегчения трудоустройства. И привел официальную статистику прошлых лет, которая мало чем изменилась и в 2022 году.
В 2020 году, по данным Министерства труда и социальной защиты населения, экономически активная часть молодежи насчитывала 2,2 млн человек в возрасте от 15 до 28 лет (непонятно, правда, откуда в статистику 2022 года попали еще 1,5 млн молодых людей, о чем мы написали выше, — Ред.). Из них трудоустроенными считались более 96%, но большая часть этих рабочих мест приходится на отрасли с низкой производительностью и зарплатами. В топ-3 отраслей-работодателей для молодежи вошли торговля, сельское хозяйство и образование. 23,5% (свыше 470 тысяч человек) «экономически активной» молодежи имели статус «самозанятых»,
заявил ван Дизен.
Географически наиболее плачевная ситуация с их трудоустройством в Алматы, Астане, Карагандинской и Кызылординской областях. Самый низкий уровень безработицы — в Атырауской, Жамбылской, Акмолинской и Павлодарской областях.
Глубокий анализ безработицы показывает некоторые негативные тенденции. Во-первых, молодые люди чаще работают на низкоквалифицированных и рискованных работах с меньшей заработной платой. Во-вторых, молодежь составляет 17% всех безработных в стране, а каждый 4-й безработный молодой человек тратит на поиск работы более 6 месяцев. Гендерное соотношение безработной молодежи выглядит следующим образом: 42,4% мужчин против 57,3% женщин,
отметил представитель ЮНИСЕФ в Казахстане.
Особую настороженность вызывает статистика группы NEET – категории молодежи, которая не учится и не работает. В 2016 году, по исследованию Фонда Сороса, например, таких казахстанцев было почти 10 %. И в основном это были молодые люди в возрасте от 25 до 29 лет, которые либо ухаживали за членами семьи и не имели времени на обустройство своей жизни, либо это были молодые матери.
Статистика NEET-молодежи 2022 года, по отчетам чиновников, немного улучшилась. Их уже 6,5 %. Но все равно это конкретные люди, никак не встроенные в деловой социум.
Три проекта — три результата
Еще одно любопытное исследование, которое привел в пример Артур ван Дизен, провел фонд Friedrich-Ebert-Stiftung.
Оно показало, что молодые респонденты-мужчины с большей вероятностью (27,4 %) имеют постоянную и полную занятость по сравнению с молодыми женщинами (18 %). Кроме того, молодые респонденты из сельской местности чаще (43,7 %) были безработными и не искали работу по сравнению с их сверстниками из городской местности (34,8 %). Почти половина респондентов (41,9%) имели несоответствие степени образования фактической должности, что свидетельствует о существующем несоответствии академического образования потребностям рынка,
прокомментировал представитель ЮНИСЕФ.
Недавно проведенный ЮНИСЕФ анализ тенденций на рынке труда показал, что детям, подросткам и молодежи, живущим в странах европейского региона и Центральной Азии, потребуется интегрированный пакет навыков, чтобы найти начальную работу и добиться прогресса в ней. И помимо образования в этом пакете есть цифровые и специализированные навыки. А с показателями компьютерной и информационной грамотности у казахстанской молодежи большие проблемы. Особенно в глубинке.
Поэтому с 2019 года ЮНИСЕФ совместно с общественным объединением «Сообщество молодежных работников» реализует программу Samgau. Она представляет собой тренинги по передаче жизненно необходимых навыков, практические семинары по инновациям и даже малые гранты на пилотирование разработанных решений. В этой программе уже приняли участие 25 тысяч казахстанских молодых людей.
Еще один проект по развитию цифровых и других навыков у детей, имеющих инвалидность по зрению, с 2021 года нацелен на обучение незрячих или слабовидящих детей навыкам работы с цифровыми технологиями. Более сотни школьников с инвалидностью по зрению, которые ранее и не надеялись получить полноценное средне-специальное или высшее образование, благодаря навыкам самостоятельности теперь готовы развивать свои таланты и дальше.
Наконец, совместный проект ЮНИСЕФ и КазНУ им. Аль-Фараби UniSat сделал настоящий прорыв среди казахстанских школьниц по STEM-образованию, которое ранее считалось уделом мальчиков. Увлекательный процесс создания своими руками жизнеспособных наноспутников в лабораторных условиях развивает в девочках уверенность при выборе специальности. И многие выпускницы школ, показывавшие успехи в математике и естественных науках, но не предполагавшие пойти в этом направлении и дальше, уже сделали свой выбор в пользу науки, инженерии и технологий.
На самом деле, в Казахстане есть масса интересных и увлекательных проектов, куда открыты двери для любого школьника или студента. Но о них мало кто знает, поскольку первичный выбор будущей профессии у детей приходится на старшие классы школы, а там, как правило, информационный вакуум. Исключение — крупные города, где объективно у молодежи больше возможностей для самореализации.