И никакой коллизии здесь нет. Просто в Казахстане выпускникам Назарбаев интеллектуальных школ (НИШ), блестяще сдавшим внутришкольные экзамены, итоговые оценки конвертируют в наивысший бал по ЕНТ.
7 июля Министерство образования и науки по итогам единого национального тестирования заявило, что в 2022 году никто из выпускников не набрал максимальные 140 баллов. А 10 августа в опубликованном списке обладателей образовательных грантов 2022 года мы насчитали минимум 17 таких фамилий. Первый возникший вопрос — на каком этапе случилась подтасовка фактов и с какой целью?
Секрет успешности
Но в пресс-службе Национального центра тестирования нам пояснили, что на самом деле в 140 баллов конвертированы оценки лучших учащихся Назарбаев интеллектуальных школ. И это довольно интересно хотя бы потому, что система НИШ не подчиняется никакому ведомству, варится в собственном соку, а потому проверить честность и справедливость проведения ее внутренних экзаменов рядовому человеку не представляется возможным.
Примечательно, что выпускники НИШ 2022 года, которым конвертировали наивывшие 140 баллов за ЕНТ, поступили на самые «вкусные» специальности с очень большим конкурсом. За исключением только одной девушки, выбравшей профессию учителя химии. Представляем этот список специальностей:
- Менеджмент и управление — 1
- Аудит и налогообложение — 1
- Финансы, экономика, банковское и страховое дело — 2
- Информационные технологии — 5
- Общая медицина — 3
- Химическая инженерия и процессы — 1
- Горное дело и добыча полезных ископаемых — 2
- Подготовка учителей химии — 1
- Стоматология — 1
Общественный деятель, первый проректор Кокшетауского университета им Ш. Уалиханова Галым Байтук считает, что история с конвертацией баллов для школьников Назарбаев интеллектуальной системы дискриминационная и сегрегационная, и это недопустимо. Он даже удивился, что это правда.
— То есть дети в простых школах пахали, занимались, зубрили, получили свои законные 135 баллов, а человек из НИШ непонятно как, бесквотно пролез в систему грантов? — прокомментировал Байтук. — Мы не знаем, как эти 17 человек вообще учились, так как система НИШ закрыта. И у меня возникает резонный вопрос, почему школьное обучение у нее автономное, но поступают эти дети затем в любые вузы страны, а не продолжают автономно конкурировать между собой в том же Назарбаев университете? Я считаю, что эту привилегию НИШ нужно ликвидировать. Выпускники Назарбаев интеллектуальных школ должны сдавать ЕНТ на общих основаниях и точка, если претендуют на государственные гранты.
То есть из детей искусственно создается каста привилегированных, которая вне очереди потом получает грант в том же Назарбаев университете, затем эксклюзивное право продолжать учебу за рубежом. А вернувшись назад, они попадают в молодежный кадровый резерв с большой вероятностью без опыта работы и карьерного роста получить серьезный пост. У детей, закончивших обычные школы, таких привилегий нет.
На обучение учащихся обычных школ государство и денег тратит значительно меньше, чем на НИШевцев. Тут выходов два — либо систему НИШ ввести в общую образовательную систему с равными правами и возможностями у детей, либо пусть обучение в автономной системе НИШ будет платным и не за бюджетный счет.
Отсутствие системности
Вторая любопытная деталь свежего списка обладателей грантов, которая смутила многих, это появление в ней людей, набравших ниже пороговых 50 баллов. Да еще и на педагогические специальности, где минимальное требование 2022 года — 75 баллов.
С помощью пресс-службы Национального центра тестирования мы выяснили, что эти люди — выпускники колледжей, решившие продолжить обучение по специальности уже в вузе. Но каких-то явных и понятных отличительных знаков в списке, которые бы давали ответы на многочисленные вопросы, нет.
Оказывается, на языке чиновников от образования, «очная сокращенная форма обучения» это и есть та самая отличительная черта колледжей. Но разъяснить это в доступной форме составители списка грантов не удосужились. Либо вообще опубликовать три разных списка обладателей образовательных грантов 2022 года — выпускников школ, выпускников колледжей, выпускников НИШ. Тогда недоразумения бы не возникло.
И президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов также согласен с тем, что путаница возникла и вопросы появились даже у специалистов из системы образования, не говоря уже об обывателях.
Педагогика — последний шанс?
Третья проблема, которая очевидно вытекает из опубликованных данных об обладателях образовательных грантов по педагогическим специальностям, это очень невысокий средний балл абитуриентов, выбравших своей профессией учительство — 80-85.
— С 2021 года повысили проходной балл на педагогику до 75, подняли зарплату учителям, и уже мы видим, что учиться на педагогов пошли даже медалисты, — говорит Алшанов. — Сейчас в некоторых школах учителя получают до 500 тысяч тенге, профессора не везде так зарабатывают. В динамике мы видим, что средний балл абитуриентов, поступающих на педагогические специальности, вырос. Это очевидные плюсы стимулирования молодежи заполнять пустующие ниши школьных учителей.
— Сейчас обладатели грантов должны отрабатывать не менее трех лет по специальности. И рассматривается вариант сокращения этого срока. Что вы об этом думаете?
— Во многих регионах не хватает учителей. Они заказывают государству недостающие кадры. Но когда заявки доходят до министерства, заявки обезличиваются. Так что в конечном итоге министерство не знает, где именно с педагогическими кадрами дела очень плохи.
Система отработки за бесплатное обучение — это нормально, ведь государство в среднем ежегодно тратит 1 млн тенге на обучение по грантам. И делает это не для поддержания штанов отдельных детей, а чтобы выпускники затем восполняли дефицит кадров. Особенно педагогических.
И все еще остается вопрос качества подготовки этих кадров. Потому что за последние три-четыре года резко выросло число медалистов «Алтын белгі» — с 2 до 9 тысяч ежегодно. И это тревожное явление. Потому что медалисты при распределении грантов имеют преимущества. А у меня большие сомнения, что все эти медалисты действительно дети с отличными знаниями.
Три года отработки, это мало или много? Это очень условная цифра, потому как предполагается, что молодой специалист за это время осядет на месте, заведет семью и продолжит работать. Сократить срок отработки — убрать всякий смысл вообще в системе грантов.
Это миллиарды потраченных на их обучение средств, а в итоге государство снова и снова выделяет гранты на подготовку новых специалистов. Система работает как дырявое ведро. Гораздо эффективнее тратить деньги на создание условий для тех, кто остался в профессии.
То есть нужен комплекс мер, потому что программы «С дипломом — в село» и другие разрозненны и не решают одну задачу сообща. Нет какой-то слаженности действий и у госорганов. Акиматы ведут одну политику, профильное образовательное министерство — другую, минтруда — третью. И все тянут деньги из одного кармана.