Парадокс: более 100 тысяч новых автомобилей, ежегодно производимых в Казахстане, исчезают в неизвестном направлении. Дилерские салоны пусты, а МВД официально заявляет, что не в курсе, сколько новых машин поставлено на учет.
25 января в статье «Автопром Казахстана: парк, которого нет» мы привели данные активиста и общественного деятеля Санжара Бокаева, который утверждал, что лучшим свидетельством процветающего автопрома, о котором нам рассказывают чиновники, являются не мифические цифры статотчетности, а конечная регистрация произведенных машин на конкретных собственниках.
Сложности автопрома
Никто реально не может проверить статистику Ассоциации казахстанского автобизнеса. И действительно, вся статистика по новым автомобилям, которая есть у МВД, почему-то закрыта для общего пользования с 2017 года. Так что с этого времени в открытом доступе информации о зарегистрированных в ЦОНах новых автомобилях нет,
добавил Бокаев.
«Не может такого быть», — подумали мы и направили в комитет административной полиции МВД РК запрос. Нас интересовало:
- количество первично зарегистрированных органами внутренних дел в Республике Казахстан новых легковых автомобилей, произведенных в Республике Казахстан в 2022 году с разбивкой на марки автомобилей
- количество первично зарегистрированных органами внутренних дел в Республике Казахстан новых легковых автомобилей, произведенных за пределами Республики Казахстан и ввезенных на территорию Республики Казахстан в 2022 году
- динамику роста/уменьшения первичной регистрации органами внутренних дел в Республике Казахстан новых легковых автомобилей, произведенных в Республике Казахстан с 2020 по 2022 годы, с разбивкой на марки автомобилей
- динамику роста/уменьшения первичной регистрации органами внутренних дел в Республике Казахстан новых легковых автомобилей, произведенных за пределами Республики Казахстан с 2020 по 2022 годы и ввезенных в Республику Казахстан, с разбивкой на марки автомобилей
И вот что ответил нам заместитель председателя комитета административной полиции Серик Тусупов:
На всякий случай, как порекомендовали полицейские, мы обратились к официальному сайту Нацбюро статистики. Последняя интересующая нас информация там опубликована 12 января 2023 года. И в ней аналитики бюро со ссылкой на МВД (которое ничего не знает) приводят данные о регистрации автомобилей возрастом «не более 3 лет». То есть сведений о первично зарегистрированных новых автомобилях казахстанского производства у статистиков также нет.
Что экспорт, что не экспорт — все равно
Как в таком случае вообще мониторить ситуацию с обновлением автопарка Казахстана, нам остается догадываться. А заодно продолжать считать автопром Казахстана мифом, а не реальностью.
Министерство торговли и интеграции (МТИ), где мы также запросили данные по экспорту произведенных в Казахстане машин за его пределы, оказалось щедрее на статистику.
Итак, по информации МТИ, новые автомобили из Казахстана экспортируются в 15 стран мира, даже в Швейцарию и ОАЭ. По крайней мере в 2021 году какая-то одна машина за 29 тысяч долларов оформлена казахстанским экспортом в Швейцарию, а в Объединенные Арабские Эмираты в 2020-2022 годах экспортировано 13 автомобилей на общую сумму более 1 млн долларов США.
Основной экспорт новых автомобилей из Казахстана приходится на Узбекистан, Россию и Кыргызстан
В период с 1 января 2020 года по ноябрь 2022 года в эти страны вывезено:
- в Узбекистан — 15,5 тыс. легковых автомобилей на сумму 419,9 млн долларов США
- в Россию – 9,8 тыс. легковых автомобилей на сумму 120,7 млн долларов США
- в Кыргызстан – 1149 легковых автомобилей на сумму 53,2 млн долларов США
Всего экспорт новых легковых автомобилей из Казахстана составил:
- в 2020 году — 7 тыс. штук на сумму 129,7 млн долларов США
- в 2021 году — 11,3 тыс. штук на сумму 195 млн долларов США
- с января по ноябрь 2022 года — 9,2 тыс. штук на сумму 291,3 млн долларов США.
Можно было бы предположить, что экспорт и стал причиной дефицита местных авто в салонах Казахстана. Но нет, экспортировано в разы меньше, чем произведено. Так что оставшаяся продукция автопрома должна была осесть внутри страны и отразиться на статистике первично зарегистрированного транспорта. Однако ее нет – либо МВД действительно не ведет такой учет, либо не хочет им делиться.