Abay.kz опубликовал мнение поэта Тыныштыкбека Абдикакимова о проблемах, мешающих развитию казахского языка.
Основные причины, по которым наш государственный язык до сих пор не может полноценно функционировать в соответствии со своим статусом, заключаются в следующем:
1. По закону знание государственного языка гражданами Казахстана не обязательно.
2. Согласно пункту 2 статьи 7 Конституции, русский язык используется наравне с государственным языком.
3. Тот факт, что единственной родиной казахского народа является Казахстан, то есть казахи — титульная нация, а другие диаспоры в Казахстане имеют свою историческую родину, в Конституции совершенно не учитывается.
4. Отсутствие в Казахстане государственной идеологии, присущей единой унитарной стране. Причина в том, что национальный язык и мировоззрение казахской страны, прекрасно сформировавшиеся на протяжении тысячелетий, не преподаются в контексте слововедения и пяти учений (антропология, естествознание, сунология, космология, богология) на государственном уровне.
5. Незаконное насильственное внедрение в систему образования политики «трехъязычия».
6. В старших классах школы кроме гуманитарных предметов планируется преподавание только русского и английского языков.
7. Русскоязычность большей части казахов, находящихся у власти.
8. Необязательность сдачи экзаменов по казахскому языку выпускникам русскоязычных школ, поступающих в высшие учебные заведения страны.
9. Не требуется знания государственного языка при поступлении граждан на государственную службу.
10. Имперские амбиции русских граждан Казахстана продолжают расти.
11. У русских и наших русскоязычных братьев понимание казахского языка как «языка, непригодного для науки, образования, государственной и международной жизни, языка кочевников, не имеющих развитой цивилизации».
12. Ложная политика «Казахстан — многонациональное государство». Появление ненужной организации «Ассамблея народа Казахстана»; регулярное и постоянное выделение крупных денежных сумм местным отделам и подразделениям, не ведущим дела на государственном языке, в результате чего каждая диаспора чувствует себя «отдельной нацией», а национальная психология казахского народа, проживающего на своей земле, падает до уровня рядовой диаспорной психологии.
13. Неспособность нашей страны противостоять российской и другой иностранной экспансии в таких сферах, как связь, СМИ, печатная продукция.
14. Игнорирование властями и специальными органами существования в стране подпольных религиозных течений, не признающих казахский язык и национальные ценности, а, наоборот, жаждущих создания арабского халифата.
15. Все экономические механизмы находятся в руках русскоязычных.
И наконец, из-за вышеперечисленных дискриминационных факторов по отношению к государствообразующему казахскому народу и его языку в связи с утратой желания, мотивации, гражданской ответственности русских и русскоязычных братьев в Казахстане к знанию, овладению государственным языком, мы в целом являемся беспринципным, несправедливым, тираническим обществом, внутренняя и внешняя жизнь которого зависит только от русского языка.
Если не ошибаюсь, 15 лет назад Елбасы говорил: «За 15 лет даже медведь мог выучить государственный язык». С тех пор прошло еще около 15 лет. Были разработаны различные программы развития государственного языка, были сделаны большие финансовые вложения, и средства до сих пор выделяются. То есть прошло 30 лет, а результат ничтожный. И если мы будем продолжать так еще 15 лет, неудивительно, что мы придем к черте, когда исправить допущенные ошибки будет невозможно.
Что делать?
Конечно, справедливо, если в ближайшее время будет принят специальный закон о государственном языке. После необходимо издать специальный указ о предоставлении трех лет, чтобы освоить язык, а потом требовать его от людей. Тогда никто не обидится, ведь сама жизнь показывает, что увлеченному человеку несложно выучить определенный объем любого языка за шесть месяцев, не говоря уже о трех годах», — заключил поэт Тыныштыкбек Абдикакимов.