Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) вот уже некоторое время испытывает проблемы в работе. Из-за этого как среди экспертов, так и среди рядовых граждан появились разные версии происходящего. Экономист Алмас Чукин предложил новые варианты для отечественной нефти.
Итак, пару месяцев назад на трубопроводе КТК произошла авария, затем консорциум получил экологический штраф на миллиарды рублей, потом при дноуглубительных работах были найдены мины времен Второй мировой войны, которые надо было обезвредить. И все это прямо влияло на работу.
А теперь вице-премьер РФ Виктория Абрамченко озаботилась экологией в порту Новороссийска и комиссия выявила несколько документарных нарушений плана на случай разлива нефти. То есть ничего еще не разлилось, но по плану не все выполнено. И комиссия дала время до 30 ноября исправить недочеты. Но Ространснадзор обратился в суд и прямо в ходе заседания потребовал остановить работу КТК на 90 дней! И суд в качестве наказания вынес решение остановить всю деятельность трубопровода на 30 дней! Это прямые потери Казахстана и экспортеров на 300-500 млн долларов,
считает Алмас Чукин.
Но проблема не только в потере месячного дохода от экспорта. Нефть сама не бежит из-под земли, ее оттуда надо качать. Если не качать, она останавливается на больших глубинах.
Непонятно, как они справятся с полной остановкой. Возможно, неделю-другую будут работать на склады, а дальше? Губительно это будет для старых месторождений, которые в основном у КМГ. Там не очень хорошая нефть с парафинами и не самое новое оборудование. Говорят, что если эта нефть встанет, то завязнет и такую скважину будет очень тяжело «поднять» заново,
указал экономист.
В этой ситуации, по мнению экономиста, есть только два варианта. Первый — задействовать трубопровод Атасу — Алашанколь. Он сейчас обрабатывает 12 млн тонн в год, из которых 10 млн тонн российской нефти.
В свое время мы выбрали более дешевый маршрут через РФ, и у нас просто не было нефти на загрузку на Китай. Теперь ввиду угрозы экономической безопасности страны стоит приостановить контракт с РФ и повернуть хотя бы 10 млн тонн нашей нефти на Китай. Очень быстро мощность этой трубы за счет дополнительных компрессоров можно довести до 20 млн тонн,
пояснил Чукин.
Второе – ограничить перевозки из РФ на Китай и мобилизовать перевозку нефти на Восток, в Узбекистан и Кыргызстан на их НПЗ.
Кроме того, есть более сложные решения. У нас имеется три порта на Каспии: Актау, Курык и CatRo. Можно запустить или оборудовать все на перевозку в Баку. Трубопровод до Турции работает на 50% и может принять еще до 20 млн тонн. Но надо и в Баку делать расширение мощностей по приему. Либо выйти на США и попросить разрешение в виде исключения из санкций на строительство трубопровода Казахстан — Туркменистан — Иран на Персидский залив или по суше через Иран на Турцию до моря. Жаль КТК. Только что окупился и стал давать хорошие дивиденды акционерам, в том числе и РФ. Жаль Новороссийск, возможно, он станет «сухим» портом,
добавил экономист.
Что грозит Казахстану? Потеря налогов и оптимизма инвесторов.
Но мы выберемся, хотя и будет тяжело. Два-три года, и появятся три новых маршрута: на Восток, Юго-Запад и Юг. А в будущем, возможно, с Ирана снимут санкции, так мы и ж/д до залива запустим. А РФ придется в объезд через Хабаровск к большому союзнику добираться,
заключил Алмас Чукин.