Сейчас школьники обучаются по обновленной программе, которая направлена на «воспитание поколения прогрессивно мыслящих людей», заверяет Минобразования. При этом сама программа, как и новые учебники, подвергается критике, пишет газета Егемен Казахстан.
На заседании Республиканского общественного совета по образованию и здравоохранению обсуждались вопросы, связанные с качеством учебников и учебного содержания. В частности, речь шла о необходимости ужесточения требований к издательствам.
Сфера разработки учебников и учебно-методических комплексов находится в конкурентной среде, этим занимаются более 20 частных издательств. В функции государства входит лишь экспертиза учебной литературы в экзаменационном центре. По словам директора центра Ельдоса Нурланова, ряд учебников и методичек на казахском языке изначально разрабатывались на русском, а затем были переведены на государственный язык. Кроме того, авторы учебных материалов, как правило, не имеют систематической подготовки по теории учебников. Также в законодательстве не указана ответственность типографий. Только в 2022 году удалось утвердить гостребования к содержанию учебных материалов на казахском языке.
Теперь требования к производству учебников будут строго контролироваться. В группе авторов учебного материала должно быть не менее трех специалистов, в том числе и практикующие преподаватели. В некоторых издательствах уже работают научно-методические центры «Школа авторов учебников». Методисты проводят семинары и тренинги, ведется планомерная работа по ознакомлению авторов с отечественным и зарубежным передовым опытом разработки школьных учебников,
рассказал Елдос Нурланов.
Заслуженный работник образования, магистр математических наук Кушай Тердикбай считает, что нынешние учебники не соответствуют уровню школьников.
Есть темы сложные для понимания, особенно для старшеклассников. Поэтому учебник лучше писать в соответствии с потребностями общества и уровнем ученика. В целом, чтобы улучшить учебник, необходимо сделать вывод об уровне образования учащихся и проанализировать, какую тему они на каком уровне могут освоить. Сейчас у студентов берут различные тесты, но большинство из них «для галочки», то есть без последующего анализа и соответствующих выводов
сказал он.
По словам Тердикбая, на сегодняшний день качество образования в школах находится на уровне 50% процентов, а количество учеников, которым учителя ставят пятерку, ограничивается лишь 20%.
Это свидетельствует о том, что большая часть учащихся не может освоить содержание текущего образования. Надо признать, что образовательный контент написан без учета возможностей, интересов и потребностей подростков, что скорее формирует негативное отношения к социуму и образованию. Об этом могут свидетельствовать количественные показатели качества образования,
считает Тердикбай.
Автор учебников и дидактических материалов, эксперт Нургуль Мыркасымова считает, что раз учебники пишут частники, то для повышения качества необходимо создать конкуренцию.
Учителям должна быть предоставлена свобода выбора издательства. Это есть и в зарубежной практике. У нас же буквально навязывают школам книги определенного издательства после того, как учебник издан
Руслан Каратабанов, автор учебников по географии и эксперт в области образования отметил, что новые учебники вызывают критику, так как не все еще поняли, что у нас теперь новая программа.
Учебники, подготовленные на основе обновленного содержания образования, некоторым учителям могут показаться некачественными. Это потому, что их образовательный опыт основан на старой методологии. Соответственно, восприятие чего-то незнакомого и незнакомого новыми методами может быть разным. Поэтому необходимо разъяснять учителям, для чего предназначены обновленная программа и задачи, данные в учебнике
Эксперт также подчеркнул, что «в связи со срочной реализацией реформы по внедрению обновленного содержания образования мы не успели полностью подготовить учебники для 5-11 классов, что и стало поводом для критики».