Агашки были, есть и будут. Об этом в своем Facebook написал политолог Данияр Ашимбаев. В качестве объяснения он привел точку зрения известного аналитика.
Какую же функцию выполняют в нашем обществе так называемые агашки, как работает механизм «агашкизма» и как меняется его действие со временем?
Итак, агашка и аксакал – две большие разницы. Руководитель фонда «ЦСПИ «Стратегия», социолог Гульмира Илеуова считает, что влияние агашек трансформировалось в период социальных потрясений, но сегодня происходит переоценка самого института уважаемых людей.
Агашки – в прошлом культурологическое явление, которое в период рынка приобрело политико-экономическое значение. Изначально институт присущ неформальным структурам родового общества. Соответственно, этим структурам нужно было как-то реагировать на изменения в экономической сфере, поэтому институт заработал в рамках патрон-клиентских отношений.
Понятно, что подобные отношения есть везде, но у нас они переформатировались в «агашкизм», хотя знатные татешки там тоже присутствуют,
отметила социолог.
Безусловно, полагает специалист, первейшая функция механизма – продвижение интересов близких родственников. Однако же такая в сущности мафиозная группа, объединенная патронажем того или иного агашки, может формироваться не только на принципах кровного родства. Члены группы разделяются по профилю деятельности, нацеленной на достижение определенной экономической или политической выгоды: «отгрызть» кусок бюджета, занять важную должность и так далее.