Первый транш в 500 млн тенге карагандинскому ТОО «BackupServiceResorts» решил вопрос приостановления работы столовых на производстве в пользу горняков и сталеваров — рабочих продолжат кормить.
Количество неисполненных обязательств, со стороны АО «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) перед его старейшим подрядчиком ТОО «Backup Service Resorts» (BSR), накопившихся за последние два года года, привело к тому, что без молока и лечебно-профилактического питания на сталелитейном гиганте с 1 октября 2022 года едва не остались свыше десяти тысяч рабочих в Карагандинской области.
Долгая работа в долг
АМТ больше года уклонялось от индексации стоимости питания и путевок в санаторий «Шахтер» и дом отдыха «Жартас», задоплатив партнеру более 2 млрд тенге, а Backup Service Resorts исчерпало силы и возможности работать в долг. Внутренняя переписка с неоднократными просьбами поставщика питания пересмотреть цены ни к чему не привела, и стороны встретились в суде. Первая инстанция, учитывая подписанный между АМТ и BSR договор в 2020 году, удовлетворила иск поставщика питания.
Параллельно с растущими долгами по питанию, молоку и путевкам, у подрядчика АМТ с 2021 года возникли проблемы с нормальным функционированием столовских помещений.
В результате ТОО «Backup Service Resorts» пришлось платить многомиллионные штрафы по предписанию санэпидслужбы за вышедшее из строя вентиляционное и холодильное оборудование, прохудившуюся электропроводку и другие нарушения по линии санэпиднадзора. АМТ в апреле 2021 года гарантировало BSR компенсацию всех издержек по штрафам. Но в очередной раз обещаний своих не выполнило. Снова были судебные разбирательства, которые подтвердили, что Backup Service Resorts справедливо требует от партнера выполнения своих договорных обязательств.
В августе финансовый конфликт между компаниями достиг апогея, и столовые оказались на грани закрытия из-за претензий санэпиднадзора. Производить дорогой ремонт своих помещений АМТ не хотело, а Backup Service Resorts не мог это сделать фактически из-за долгов «Арселора». Ситуацию спасло личное вмешательство акима Карагандинской области Жениса Касымбека. Он гарантировал в течение трех месяцев устранение всех санэпиднарушений. И действительно — в нескольких столовых начался ремонт.
Директор сказал — директор сделал
Но история с погашением внушительного долга за подорожавшие с 2020 года продукты питания и молоко оставалась неразрешенной. Топ-менеджеры АМТ признавали свои обязательства в суде, но исполнять их не спешили. Backup Service Resorts уведомило «Арселор», что отсутствие финансирования вынуждает приостановить выдачу лечебно-профилактического питания и молока для 16,4 тысячи рабочих АМТ. Обстановка накалилась до предела — кто-то из топ-менеджеров «Арселора» даже вышел к трудовому коллективу с призывом
Такие перспективы, мягко говоря, сильно накалили обстановку на заводе.
29 сентября Женис Касымбек встретился с гендиректором АМТ Биджу Наиром. Выяснилось, что катавасию с поставщиком питания устроили управленцы «Арселора» из числа бывших казахмысовских кадров, а на стол генерального директора бесконечные письма подрядчика даже не попадали.
Каков итог переговоров между акимом и главой АМТ? Уже 30 сентября Биджу Наир лично связался с директором BSR, в тот же день первый транш компенсации в 500 млн тенге упал на счета Backup Service Resorts. До 13 октября, судя по гарантийному письму, на сей раз лично подписанному Биджу Наиром, завод планирует погасить всю образовавшуюся задолженность за питание своих рабочих.