Зима близко. Это значит, что казахстанцы полным ходом готовятся к отопительному сезону. Особенно переживают за тепло в домах в тех областях, в которых уже были холодные батареи в 30-градусный мороз. И хотя большинство казахстанцев получат тепло еще в конце сентября — начале октября, это касается лишь квартир с центральным отоплением.
Рассрочка на тепло
Жители частных домов вынуждены сами заботиться о себе, запасаясь углем. В прошлом году с этим были проблемы. Люди стояли в нескончаемых очередях, из-за чего происходили драки. Однажды во время очередной битвы «за уголь» погиб чемпион страны по дзюдо. Кто не мог выстоять в битвах, брали в долг уголь у более предусмотрительных соседей.
На юге страны для граждан даже существует отсрочка на покупку угля, однако это не очень помогает. Во всех регионах Казахстана цены растут как на дрожжах, а дефицит товара никто не отменял.
По этому поводу недавно выступил министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев. Он сообщает, что план по обеспечению населения углем для отопления домов выполнен всего на 28,3 %. В связи с этим государство вынуждено ввести ограничения на экспорт – теперь уголь нельзя вывозить из Казахстана на автотранспорте. Только такие меры позволят удержать твердое топливо внутри страны.
И где такие цены?
Причина дефицита угля в стране кроется также в том, что темпы добычи ископаемого заметно снизились – это на 2,1 %. Цены, тем не менее, не снижаются.
Весной они не взлетели лишь в Западно-Казахстанской области. В остальных регионах они увеличились на 13,5 %.
Параллельно с этим представители власти уверяют, что сдерживают цены на уголь изо всех сил. И если сравнивать наши цены с ценами в других странах, то наш уголь реально дешевле.
Цена самого популярного угля марки Шубарколь – 7 570 тенге, Каражыра – 9 тысяч тенге, Майкубенский – 6 700 тенге. Шубарколь премиум – 9 тысяч тенге. Если сравнивать с прошлым годом, то цена выросла примерно на 7-10 %, в среднем — на 15 %,
сказал глава Комитета индустриального развития МИИР РК Турар Жолмагамбетов.
Откуда он обладает такими данными, доподлинно неизвестно, но граждане не видели таких цен очень давно. В феврале прошлого года тот же шубаркульский уголь стоил 14 800 тенге за тонну, а каражаринский – 15 800.
На сайтах частных объявлений цены и того выше: в Жезказгане казахстанцы вынуждены покупать твердое топливо за 21 тысячу тенге. За доставку на грузовом транспорте приходится доплачивать сверху.
Что так дорого?
В том, что цены на топливо растут, виновата инфляция, но не она одна. Дело в том, что государство не может воздействовать на цены, их формирует сам рынок, предоставляющий отопление. Перекупщики не упускают возможность заработать. Но это пока. Власти уже всерьез озабочены этим фактом. Они собираются вытеснить из этого звена перекупщиков, поставляя топливо населению напрямую.
Как показало исследование Агентства по защите и развитию конкуренции РК, перекупщики накидывают цену на товар в 3-4 раза.
Удается им это благодаря тому, что угледобывающие компании скидывают на биржевые торги сразу большое количество угля. В течение нескольких минут его получают поставщики.
Подобные угольные махинации так осложняют жизнь простому населению, что с ними периодически воюет Генпрокуратура. Таким образом, местные операторы перепродают уголь по 11-17 тысяч тенге за тонну, а перекупщики с самосвалами – по 25-30 тысяч.
Еще одна причина неоправданной стоимости угля – плохое устройство логистики. Из-за того что уголь привозят в пункт назначения не вовремя, люди начинают волноваться, создавая тем самым искусственный ажиотаж. Попытки государства повлиять на цепи поставки товара не приносят результатов. А у казахстанцев нет другого выхода как платить столько, сколько просят на рынке, ибо зима холодна.