Известный автор и исполнитель Турсынбек Кешубай считает, что к сохранению самоидентичности казахов надо подходить вдумчиво.
Мнение Кешубая о таком обычае, как исполнение жарапазана, опубликовал портал Abai.kz.
«Сейчас появляется много видео, на которых и дети, и артисты поют жарапазан. И каждый раз, когда я это вижу, меня мучают сомнения, потому что вспоминаю случай из детства.
Это было в начале 90-х. Вечером, когда я сел делать уроки, услышал голоса 3-4 детей, поющих около нашего дома. Я вышел посмотреть. Жена брата дала им немного сладостей и денег. Меня это впечатлило и я пошел с ними. Мы обошли около десяти домов и везде пели жарапазан. Все давали нам сладости и конфеты, а некоторые даже деньги. Мы вошли во вкус.
У нас в селе жил почтенный старик, наверное, ему было уже за 90. Мы думали, что он-то точно даст нам денег и конфет, зашли во двор и стали петь. Старик в это время совершал омовение во дворе, мы начали петь. Он поставил кувшин на землю, слушал и задумчиво смотрел на нас. Когда мы закончили, он спросил каждого: «Чей ты?» Вряд ли он не узнал нас, думаю, сделал это специально, потому что потом потер висок и сказал:
«Ну что, дети, поете жарапазан? Но знаете ли вы историю происхождения этого обычая?»
Мы отрицательно покачали головой.
Старец вздохнул и продолжил
– Тогда слушайте! Все вы из хороших обеспеченных семей. Не к лицу вам петь это. У народа есть хорошие, но устаревшие традиции. Сейчас никто не голодает, а следовательно петь жарапазан — это плохая традиция. Раньше было много голодающих и бедных. В месяц Рамадан они шли к богачам и пели, надеясь, что те им помогут.
Үйің, үйің үй екен,
үйдің көркі ши екен.
Ақ төбедей көрінген,
Қандай байдың үйі екен…
Даже текст жарапазан начинается со слов «Какого богача этот красивый дом, как белый холм». То есть они хвалили богатых, выпрашивая еду, и получали ее. Жарапазан — это один из видов попрошайничества, поэтому идите домой и никогда так больше не делайте.
После этого случая ни в нашем селе, ни в соседнем никто больше не пел жарапазан.
А сейчас время более благополучное, но я пока не видел такого старца, кто сказал бы исполнителям жарапазана — остановитесь, не попрошайничайте. И певцы чувствуют себя вполне культурными людьми. Если я скажу, что старец был прав, боюсь, что на Наурыз мы просим милостыню.
Поэтому меня и мучает вопрос, кто ошибается — старик из нашей деревни или нынешние исполнители жарапазана?