Человечество богатеет и хочет летать, нужно выпускать по 6 самолетов в день, чтобы удовлетворить растущий спрос людей на перелеты. Как эти тенденции отражаются на авиаотрасли Казахстана?
Известный экономист Алмас Чукин проанализировал «легенды и мифы» казахстанской авиации, которые стали актуальны на фоне растущих претензий к компании Fly Arystan.
«Дискуссии про то, как нам развивать авиаперевозки, вызывают недоумение. Есть 3-4 «аргумента», которые гуляют по постам и не имеют никакого смысла.
Заблуждение #1: Билеты дорогие, потому что у нас нет конкуренции.
Мол, вот будет у нас больше компаний, и всё будет доступно и во все города будут полёты.
Этого не будет. Будет дороже и летать будут только туда — куда выгодно летать. У «Эйр Астаны» средняя загрузка 83%, то есть практически, если не считать неудобных и непопулярных рейсов, они летают со 100% загрузкой. Если, предположим, они снизят цены на билеты, то загрузка ещё более вырастет и это приведет к дефициту билетов…
Заблуждение #2: главные расходы авиакомпаний — техника и топливо
Мол, цены на топливо близки к мировым, или ничем не отличаются. На самом деле самая важная статья расходов по самолётам – стоимость денег. Большая прибыльная компания с залогами может получить технику по более дешёвым кредитным ставкам.
Заблуждение #3: пилоты иностранные летают, потому что своих не хватает
Их готовят, даже женщины уже наши летают, но это требует времени. А иностранный пилот за меньшую зарплату сюда не поедет, только за бОльшую.
Повторять надо успешный опыт
А вообще надо просто смотреть на другие успешные страны и повторять. «Turkish Airlines» — национальная компания и гордость Турции. У них сейчас первое место в мире по количеству международных направлений, точек. Весь рынок ждёт с нетерпением, когда они объявят крупнейшую в истории покупку. Они обещали в прошлом месяце в Париже сообщить о своём решении, но отложили,
торговаться турки умеют – и Airbus, и Boeing хотят получить заказ на 600 (!) самолётов
Таким образом, они доведут свой парк до 850 самолётов.
Никто в Турции не предлагает поделить «Turkish Airlines» и «Анадолу». Наоборот, в Дубае вначале Emirates помог государству создать лоукостера «Флай Дубай», а теперь они все больше сливаются и почти уже одна компания. Так эффективней.
Человечество богатеет и хочет летать
Будущее у авиации радужное, человечество богатеет и хочет летать.
Ежегодный доклад от «Боинга», который ждут все специалисты в этом году, даёт цифру – потребность в новых самолётах на замещение и расширение флота составляет 42 600 самолётов на следующие 20 лет на общую сумму примерно 8 триллионов долларов.
Если вообще без выходных работать, надо по 6 самолётов в день выпускать
Представляете объём денег в этой отрасли, если только техника столько стоит?
Большой бизнес требует больших размеров, а огромная страна требует большой компании, которая будет в состоянии соединить всё внутри и с остальным миром.
В Англии в ходе дискуссии о расширении аэропорта «Хитроу» приводили такой аргумент – ещё одна взлётная полоса позволит поднять ВВП страны на 2-3%
за счёт совокупного эффекта для экономики.
«Эйр Астана» умудрилась как-то на своих 43 самолётах перевезти аж 7.5 млн пассажиров в прошлом году, получить прибыль, которая даёт возможность и дальше развиваться без госденег. И самое главное — без аварий!»