Для справки – «Джетлаг» — разбитое состояние из-за быстрой смены часового пояса, как правило – после длительного перелета из, например, Астаны в Лондон. Некоторые ученые в области исследований человеческого мозга сегодня воюют с человечеством, чтобы заставить его пересмотреть распорядок дня в пользу «сов».
По информации интернет-портала theatlantic.com, «Социальным джетлагом» хронобиологи, т.е. ученые, изучающие механизмы учета времени в человеческом мозге из Мюнхенского университета в 2006 г. назвали «несоответствие времен биологического и социального». Это самое несоответствие может, к примеру, значить, что когда весь мир говорит тебе «Спать!», ты не хочешь, а на команду «Подъем!» реагируешь храпом. В мире растет количество экспертов, уверенных, что такой феномен не просто распространен, а именно он является самым естественным и нарушение его ведет к расстройству здоровья.
К ним принадлежит Джудит Оуэнс – нейролог в Гарварде и Директор Центра педиатрических нарушений сна при Бостонском детском госпитале. Она категорически утверждает, что ранние пташки должны признать и уважать биологическую конституцию «сов». На этой неделе, американский журнал «Педиатрия» опубликовал статью, где написано, что даже при равной длительности сна, у «сов» и «жаворонков» наблюдаются разные поведенческие, эмоциональные и когнитивные функции. Этому присвоен даже отдельный научный термин – «хронотип», т.е. заложенная природой программа «совости» или «жаворонковости».
Общество пока считает, что, отоспавшись положенные часов 8, человек должен быть бодр. Г-жа Оуэнс на это говорит, что в случае «…если сон не выровнен с внутренними циркадными ритмами, эффект на само-регуляцию человека будет более значительным, нежели просто последствий от недосыпа». В своем последнем исследовании г-жа Оуэнс и ее группа изучила ряд студентов университетов и школьников среднеобразовательных учреждений графства Фэйрфакс, штат Вирджиния, где первый звонок на урок раздается в 7-20 местного утра. Как водится, некоторое количество были «совы», другие – «жаворонки». Исследование показало, что при равном количестве часов сна, «совы» все-таки чувствовали себя хуже.
Когда пишешь чувствовать, надо иметь в виду способность к само-регуляции, которая является психологической моделью, всесторонне изучаемой в здравоохранении. Отсутствие само-регуляции у человека, например, ведет к употреблению запрещенных веществ и злоупотреблению тем, что есть в официальном обращении. Г-жа Оуэнс поясняет, что у человека есть три типа само-регуляции – эмоциональный, когнитивный и поведенческий. В каждой из указанных областей, человек может добиться стабильности и контроля или хотя бы ощущения контроля. Все три типа само-регуляции в течение жизни можно как развить, так и подавить, но их проявление в жизни зависит от окружения и поведенческих моделей в детстве и юношестве.
Рефреном в исследованиях героини данного материала следует только одна фраза – Дело не только в том сколько спать, сколько в том, когда. В исследовании изучена связь между хронотипом человека и его само-регуляцией и установлено, что оба фактора действительно взаимосвязаны, причем с существенными последствиями. Они влияют на здоровье и самочувствие, соответственно и на социальное положение и поведение. Несоответствия людей с другими людьми и системами социальных отношений влияют на обучение, финансовое состояние и стабильность в обществе. В мире, где мир устроен под хронотип «жаворонков» Оуэнс и ее коллеги пытаются разработать меры, смягчающие негативное воздействие от установленного обществом режима дня, т.е. по сути защищают права «сов».
Некоторые СМИ США, конкретно телекомпания NPR в одном из утренних выпусков в рамках сюжета про исследования Оуэнс рассказала про 17-летнего проблемного юношу с множеством дисциплинарных замечаний и взысканий со стороны учителей за отсутствующий вид на уроках и замедленный мыслительный процесс, который жаловался на «состояние заторможенности и сонливости по дороге в учебное заведение, даже при условии нормальной длительности сна». «Я словно сам за собой плетусь» — говорит Закари Лейн. У Закари четыре будильника, настроенные на разное время, но это не помогает. На это Оуэнс говорит, что Закари и люди, как он являются заложниками системы, которую они не могут контролировать. У Закари взыскания со стороны учителей, что бьет по самооценке юноши, его здоровью и так далее. «Такие ребята просто не могут заснуть раньше 11 часов. Так работают их внутренние циркадные ритмы. Им надо спать по восемь-десять часов. Тогда можно и математикой заняться» — говорит Оуэнс. А также говорит, что природой некоторые дети запрограммированы на то, чтобы просыпаться в 8-00 или 9-00 утра. К этому времени такие дети обычно уже два часа в школе. Соответственно поднимается вопрос начала уроков в школах.
В 2014 г. г-жа Оуэнс возглавила группу авторов, написавших от лица Американской академии педиатрии воззвание к руководству системы образования, чтобы уроки в школах начинать не раньше 8-30. Чтобы дать детям время выспаться, а системе образования – выровнять распорядок дня с биоритмами человека. С тех пор некоторые школы так и делают. Г-жа Оуэнс даже приступила к выездным семинарам с целью распространения своих идей. На вопрос, почему бы школам просто не поменять время так, как говорит она, Оуэнс отвечает – «Причин почему этого не будет множество. Спорт, если честно, сама главная причина. Тренировки будут отложены. Если вы играете с командой соседнего района, где учатся, как везде, с 7-20 утра, игры не будет. Тем более, что людям нравится их текущее состояние, а перемены тяжелы».
Кто-то рассказал Оуэнс, что в детстве занимался плаванием и имел по две тренировки в день. Первая начиналась в 5-30 утра. Он спросил, стал бы он умнее, если бы в детстве так не делал. Оуэнс воздержалась от суждения. Но она добилась того, что в Вирджинии уроки теперь начинаются в 8-10 утра. И теперь изучает процесс в динамике. Хотя, скорее всего, могла бы обратиться к кому-то у кого уроки давно и исторически начинаются в 8-00, например к Казахстану