Согласно новому отчету Азиатского банка развития, темп роста экономики Казахстана в 2024 году снизится на фоне замедления роста промышленности из-за стагнации в добыче нефти, и затем восстановится в 2025 году за счет роста добычи и инвестиций.
В опубликованном 11 апреля «Обзоре развития Азии (ADO) на апрель 2024 года», рост валового внутреннего продукта (ВВП) Казахстана ожидается на уровне 3,8% в 2024 году. В следующем году прогнозируется ускорение роста до 5,3% по мере увеличения добычи нефти на месторождении Тенгиз.
Риски ухудшения прогноза включают потенциальные негативные последствия от российского вторжения в Украину, более медленный рост экономик торговых партнеров и возможные сбои в маршрутах экспорта нефти.
Перспективы экономического роста Казахстана в среднесрочной перспективе выглядят позитивными. Однако зависимость экономики от сырьевых товаров делает такой рост нестабильным, поэтому структурные реформы являются важными для обеспечения экономической устойчивости страны,
сказал руководитель страновых операций АБР в Казахстане Искандар Гуламов.
Прогнозируется, что инфляция постепенно замедлится до 8,7% в 2024 году и 6,3% в 2025 году на фоне относительно жесткой денежно-кредитной политики и сохранения стабильности обменного курса. Ожидается, что цены на услуги станут основным источником инфляции с прогнозируемым ростом на 9,8% в 2024 году и 8,1% в 2025 году из-за повышения цен на коммунальные услуги, объявленного правительством.
Также прогнозируется замедление роста сферы услуг до 4,7% в 2024 году, с последующим ускорением до 4,9% в 2025 году, поддерживаемым торговлей, транспортом и гостиничным бизнесом. Прогнозируется, что промышленный рост замедлится до 3,5% в 2024 году и восстановится до 5,7% в 2025 году по мере роста добычи нефти.
В отчете подчеркивается необходимость устранения искажений на кредитном рынке, обусловленных государственным субсидированием финансирования в Казахстане, которое получило широкое распространение после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов. Это создает избыточную ликвидность и ослабляет денежно-кредитную политику.
Предлагаются практические меры, способствующие решению данного вопроса. Они включают раскрытие объема финансовой поддержки, предоставляемой через субсидированное кредитование, и анализ его альтернативной стоимости, переход к иным подходам финансирования, принятие стратегии по поэтапному отказу от правительственных программ субсидированного кредитования, а также введение обязательных положений о временных рамках и критериях успешности данных программ.