Амбициозными планами по решению одной из главных проблем южной столицы поделился аким Ерболат Досаев, отчитываясь президенту во время его визита в Алматы на прошлой неделе.
Генплан развития мегаполиса до 2040 года предполагает формирование 5 новых полицентров, объединенных сетью общественного транспорта.
Утверждение мастер-плана по развитию транспортного каркаса в Алматы запланировано на декабрь 2023 года.
Метро, LRT и BRT
Основой будущего транспортного каркаса Алматы чиновники планируют сделать доступный скоростной общественный транспорт – метро, LRT и BRT.
Эти три вида транспорта должны быть в пешей доступности для 75% населения. Это позволит повысить скорость передвижения пассажиров на 20–30%.
За счет развития скоростного транспорта уменьшится нагрузка на городские маршруты: они начнут выполнять не основную, а подвозящую роль, при этом интервал движения снизится до 5–10 минут с нынешних 30 в часы пик.
Что запланировано на ближайшие годы?
- первый этап в 2024 году — строительство пилотного коридора BRT на пр. Райымбека;
- второй этап в 2025–2026 годах — количество транспортных коридоров LRT будет увеличено до 10, запущена первая линия LRT протяженностью 26 км с западной стороны до центра города.
Станции Алматы-1 и Алматы-2 соединит наземное метро.
При этом пересадки на общественном транспорте с учетом LRT и BRT будут бесплатными.
Параллельно планируется запуск интеллектуальной системы, в которую будут интегрированы городские магистрали, общественный транспорт и «умные» светофоры.
Подземное метро
С сентября 2023 года интервалы движения поездов в метро сократятся до 6 минут за счет добавления 3 подвижных составов.
В 2025 году должны завершить строительство станции «Калкаман», ведется разработка проектно-сметной документации на три новых станции в западном направлении до рынка «Барлык».
Поток из области
Для улучшения транспортной доступности для жителей пригородов Алматы в сентябре 2023 года будут организованы 10 новых маршрутов с охватом 25 населенных пунктов и 60 тыс. жителей области.
В 2024 году для жителей области запустят дополнительно еще 20 пригородных маршрутов.
Разрабатывается проектно-сметная документация на 3 транспортно-пересадочных узла. Это позволит до 2026 года сократить въезжающий транспорт еще до 120 тыс. единиц.
Экологичный транспорт
В 2024 году в Алматы будет введен запрет на закупку дизельных автобусов
Данные меры позволят довести уровень экологизации общественного транспорта до 60% в текущем году и до 100% к 2025 году.