С каждым годом увеличивается количество жалоб в адрес АО «Казпочта» от подписчиков периодической печати. Это связано с тем, что компания-монополист не в состоянии вовремя доставлять газеты и журналы читателям, пишет газета Айкын.
Рассказывает житель Сарыагашского района Туркестанской области Мухиддин Сулейменов:
Я подписался на газету «Туркестан». В январе она выходила четыре раза, но домой не доставили ни одного номера. Я пошел в «Казпочту», они взяли мой номер телефона, сказав, что свяжутся со мной.
С подобной ситуацией сталкиваются читатели Жетысуской, Туркестанской и Жамбылской областей. Среди тех, кто «ищет» свои газеты и журналы, есть и жители Астаны. По словам главного редактора Жамбылской областной газеты «Аq jol» Хамита Есамана, транспортировка и доставка газет — самая большая проблема печатных СМИ.
Стоимость подписки у частных компаний, которые занимаются доставкой газет и конкурируют с «Казпочтой», дороже. «Казпочта» должна уметь не только доставлять прессу, но и побуждать читателей подписаться на издание. Почтовые работники должны продвигать прессу, тогда их ответственность по доставке газет и журналов возрастет. Я также считаю, должен быть доступен WhatsApp — чтобы читатели могли связаться с почтой в любое время и найти «потерянную» периодику,
говорит Хамит Есаман.
Зарплата почтальона очень маленькая
Вот что говорит житель Караганды Жанат Жанкашулы — подписчик газеты «Қазақ әдебиеті литература».
Нельзя винить почтальонов. Один раз я сам пошел на почту, чтобы найти там свою газету, на которую подписался еще в прошлом году, и спросил сотрудников, почему газеты доставляются не вовремя. Они сказали, что к сожалению, нет почтальона. А нет, потому что почта платит им только 2 000 тенге в день. Получается, зарплата в месяц меньше 60 тысяч
Конечно, в условиях современного рынка это очень мало. Поэтому очень стыдно за национальную компанию.
«Казпочта» заключает договор с каждым СМИ и половину денег, полученных от читателей за подписку, оставляет себе за оказание услуги.
Однако «Казпочта» не выполняет условия договора, чем по сути нарушает закон. Так куда же уходят огромные деньги от подписки? На бонусы руководству?
Плохое качество работы «Казпочты» уничтожает казахстанские газеты, поскольку играет с доверием читателей. А поскольку печатные издания доставляются не вовремя, интерес граждан к прессе снижается.
Реформа или конкуренция
Главный редактор газеты «Темиртау Ясифы» Нурлыхан Калкаманулы уверен, что печатные издания сегодня не представляют интереса не только для бизнеса, но и для государства.
Люди с большим бизнесом не инвестируют в газеты — на них много не заработаешь. Например, мы открыли газету в Темиртау на чистом энтузиазме. Хотели получить госзаказ, но издание распространяется только в городе, а госзаказ дается только на газету, распространяемую по области
В эпоху быстрого распространения информации каждое издание борется за своих читателей. Следовательно, газета – это обязательство, или как говорят казахи, «аманат». А несвоевременная доставка — это большой проступок «Казпочты». Однако сколько бы ни критиковали нацкомпанию, ничего не меняется десятилетиями. Может быть уже пора или кардинально реформировать «Казпочту», или пустить на рынок конкурентоспособные и ответственные компании?