Как бизнесу выживать рядом с Китаем? Бизнесмен и глава Союза обрабатывающей промышленности Казахстана Марат Баккулов уверен: мы не проиграем Китаю!
Дословно:
«Есть такой тезис, что в производстве мы проиграем Китаю. Смотря в чем конкурировать.
Массовый Китай — это дешево, но очень не качественно. Конечно, страна большая и там есть разные производства. Они быстро учатся, но быстро богатеют.
Их драйвер — дешевая рабочая сила становится уже совсем не дешевой. Есть сила инерции, и
средний китаец работает в разы быстрее казаха,
но это сила инерции.
Магия ниши
Инерция также в том, что они до сих пор экономят в материалах и заточены больше под низкую цену. А чудес в производстве не бывает. Дороже материалы — дороже и продукция.
Там, в низком ценовом сегменте, мы точно проиграем. Но есть ниши.
Первая — это локальные товары. Которые во всем мире местные из-за логистики. Тут или габариты, или нужна близость к клиенту, это почти штучные товары. Но наш рынок по емкости совсем мизерный, поэтому рано или поздно производство из него вырастет, вот тогда и встанет вопрос куда двигаться дальше.
Таким же является и мое производство вентиляторов, поэтому когда-то и встал вопрос строительства завода в России. Та самая логистика. Возить крупный вентилятор из-за его габаритов, невыгодно что к нам, что к ним.
Золотая середина
Поэтому остается средний ценовой сегмент. В нем, кстати, живут Россия и, самое близкое, Турция. Если брать цену, если Китай это 1, то Турция это две цены к Китаю, а Россия была 3. Была, но думаю, она будет падать вместе с качеством.
А как работать в среднем ценовом сегменте? Он в разы меньше массового низкого, а рядом близкие страны с низкой покупательной способностью. Да и наш рынок очень любит низкую цену. Но есть пока российский, по инерции они будут падать еще долго. Плюс даже в небогатых странах есть покупатели в среднем ценовом. Меньше, но есть, поэтому придется расти географически, вкладывая в маркетинг, выставки и представительства.
И вблизи такие гигантские рынки, как Индия и Пакистан, в которых из-за количества народа средний сегмент в разы выше, чем в России и СНГ вместе взятых.
Ленивые и умные
Но есть одно но: средний ценовой сегмент требует качества выше в разы, чем нижний, и больше затрат на продвижение. Как китаец, тупо закинуть на Алибабу не получится. Там важна лишь цена.
Значит, надо работать над качеством своей продукции, брать выше планки и повышать требования к самим себе. Учиться и перенимать знания у лучших. А не бегать, к слову, за госзакупками. Временно, да, но брать ориентир дальше. Плюс, повторю еще раз, маркетинг.
И тогда получится. Казахи может и ленивые, но умные. Лучшего сочетания и не придумаешь.
Лень — двигатель прогресса! Как ни странно, но оно так и без иронии».