Рост цен на дизель — это только начало, впереди нас ждет общее удорожание жизни, пишет газета Жас Алаш.
Как только в стране закончились выборы и старое правительство почти в полном составе стало новым, глава кабинета министров заявил, что в стране вырастут цены на бензин и дизтопливо.
Это непростое решение, но мы вынуждены принять. Если не примем, в ближайшее время столкнемся с дефицитом нефтепродуктов
сказал Алихан Смаилов.
При этом премьер отметил, что потребление дизтоплива на душу населения в стране очень высокое – 370 литров в год. То есть он обвинил народ, мол, слишком много тратите, поэтому цены и поднимаем.
С одной стороны, да, потребление дизельного топлива у нас выше, чем в соседних странах:
- Россия – 225 литров
- Кыргызстан – 98 литров
- Узбекистан – 44 литра
Но насколько разумно говорить, что мы снизим уровень потребления за счет повышения цены?! В целом, если власть видит решение проблемы только за счет народа, при этом не обращая внимания на теневую сторону топливного бизнеса, напрашивается вопрос — зачем нам столько министров и депутатов, на содержание которых уходят миллиарды бюджетных средств?
Кстати, правительство видимо забыло, что триггером январских событий прошлого года послужили именно высокие цены. А ведь удорожание топлива спровоцирует новый виток инфляции. Вырастут расходы на транспорт, значит вырастут и цены на товары и продукты питания. Министр торговли и интеграции Серик Жумангарин уже попытался успокоить народ:
Если повысится цена на топливо, например, мы прогнозируем, что сахар подорожает на 5 процентов, а подсолнечное масло на 2,4 процента, то есть примерно на 15-17 тенге. Еще стоит упомянуть, что крупные предприятия, производящие товары, сейчас не работают на бензине или дизеле, они уже перешли на газ. А цена на газ пока повышаться не будет,
сказал он.
Однако в большинстве случаев действительно небольшое повышение цен на предприятиях по дороге к полкам магазинов вырастает в разы. И от этого страдает народ.
Министр также сообщил, что для осенней посевной выделено специальные объемы дизельного топлива, поставки дешевого дизтоплива были запланированы заранее, а также есть запасы продовольствия. Таким образом, он пытался доказать, что цена расти не будет. Однако мы прекрасно знаем, что цены на продукты питания растут каждый год, особенно после посевной кампании.
Хамит Абжанов, эксперт по нефти и газу:
— Мы не должны повторять ошибки январских событий. Тогда подорожание газа привело к массовым скачкам цен, и люди были вынуждены выйти на улицы. Озлобленный народ никого не щадит — мы не должны забывать об этом. Тогда было четко сказано, что есть возможность удержать цену на газ, даже опустить, и что мы искусственно ее завышаем. Я думаю, есть другие способы решить эту проблему. Удивительно, как сочувствует народу правительство, которое во всем видит только один выход — повышать цены.
Как показывает практика, растущие цены на топливо со временем тянет за собой удорожание всего. Например, в Шымкенте уже увеличился вдвое тариф на вывоз мусора. Если раньше жители многоквартирных домов платили 171 тенге на человека, а жители приусадебных участков – по 200, сейчас тариф вырос до 390 и 418 тенге. Хотя глава правительства и утверждает, что повышение стоимости дизеля ни на что не повлияет, факты говорят об обратном.
Нурлан Тилеш, заместитель акима Абайского района города Шымкент:
— В городе существует проблема с вывозом мусора. Одна из причин — подорожало дизельное топливо. Но мы это решили».
А это значит, впереди нас ждет рост цен на все, и этого не избежать.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции и публикуются с целью повышения информированности наших читателей