Как разобраться в происхождении казахских родов? Известный историк Радик Темиргалиев говорит, что важно использовать шежире.
В своем телеграм-канале Темиргалиев на примере рода «дулат» объясняет:
Когда читаешь различные работы отечественных авторов по истории казахских племен, приходишь к выводу, что большинство из них совершенно игнорирует шежире. Это в полной мере касается и казахоязычных исследователей, хотя от них заведомо ждешь большего почтения к национальному культурному наследию.
К примеру, возьмем вопрос происхождения племени «дулат». Обычно пишут, что это были потомки древних дулу, а также древнемонгольских и чагатайских дуклатов (дуглатов).
Однако казахское шежире совершенно четко говорит, что казахские дулаты являлись одним из родов племени уйсун. Как и сары-уйсуны, албаны, суаны, шапырашты, ошакты, ысты. Все они ведут свою генеалогию от знаменитого джучидского эмира Майкы-бия. Соответственно, уйсуны были выходцами из Улуса Джучи (Золотой Орды), а не из Улуса Чагатая. Это подтверждается и письменными источниками.
В традиционных списках 92-х племен кочевников, самые ранние из которых датируются XVI веком, еще нет никаких дулатов или албанов. Только уйсуны. Исследования в области популяционной генетики также свидетельствуют, что большинство современных представителей уйсунских родов имеют общего предка по мужской линии (гаплогруппа С2).
Исключением являются лишь представители рода ысты, у них в основном выявляется гаплогруппа J1. Но и по шежире ысты являются потомками третьей и младшей жены Жалмамбета.
Аристов резонно предполагал, что таким образом легенды интерпретировали чужеродное происхождение данного подразделения. Это существенно повышает ценность казахских шежире в качестве источников. Значит, мы можем опираться на него и в рассмотрении других моментов истории казахского народа».