Categories: Политика

Пригожин не первый и не последний: логика возникновения ЧВК «Вагнер»

Уроки бунта «Вагнера» мы все будем учить еще долго, и это нужные уроки. Политолог Досым Сатпаев предлагает изучить мировой опыт — ведь Пригожин и его «вагнеровцы» далеко не единственные наемники и на планете, и в России. Есть и другие.

Вот что пишет Сатпаев:

«Использование Пригожиным своей частной военной компании «Вагнер» как силового инструмента во внутриэлитной схватке в очередной раз обращает внимание на феномен ЧВК, который возник задолго до «Вагнера».

Мировые лидеры

По оценке экспертов, традиционно первую скрипку на глобальном рынке частных военных компаний объемом в $100 млрд играли США, Великобритания, Израиль. Наиболее известными являются американские ЧВК «Academi» (бывшая «Blackwater») и «DynCorp», британская «G4S» (бывшая «Group 4 Securicor», работает в 125 странах мира), израильские «ICTS International» и «Микуд». C 2004 года стала появляться информация о деятельности некоторых китайских ЧВК в разных странах мира, в их числе «Shandong Huawei Security Group», «Alfa-Angel» («Beijing Co») и «Beijing General Security Service».

Долгое время многие ЧВК работали в теневой зоне. Они не только оказывали услуги охраны стратегических объектов в разных странах, военной экспертизы и обучения, но также принимали участие в боевых действиях, что стирало грань между их деятельностью и активностью простых «наемников».

Наемников под контроль

Хотя было несколько попыток взять их деятельность под контроль в рамках международного права. Например, в 1989 году была принята «Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников»; в 2008 году появился так называемый «Документ Монтре», а в 2010 году — «Международный кодекс поведения частных военных компаний».

В «Документе Монтре» ЧВК определяют, как: «частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников».

Проблема всех этих документов заключалась в том, что они, во-первых, имели рекомендательный характер. Во-вторых, тяжело регулировать деятельность ЧВК — многие из них связаны с военными структурами и спецслужбами разных стран, которые нередко используют ЧВК для проведения разного рода военных операций, где требовуется анонимность и отсутствие прямой идентификации с деятельностью тех или иных государств в различных зонах боевых действий.

Риски ЧВК

Для многих стран это риск: сегодня никто не даст гарантий, что частная военная компания, имеющая легальный доступ к боевому оружию и состоящая из профессионалов, завтра вдруг не трансформируется в «пятую колонну» и диверсионную группу в интересах другого государства. То есть гипотетически «зеленые человечки» и «вежливые люди» в военной форме без опознавательных знаков могут появиться в любой стране под видом борьбы с терроризмом, защиты от мифической или реальной внешней агрессии, а также для охраны каких-то объектов инфраструктуры и граждан других стран.

Например, тот же Евгений Пригожин в потоке своей информационной атаки на Министерство обороны незадолго до вооруженного демарша, упомянул о наличии частных военных компаний у некоторых крупных российских компаний, чьи бойцы также воюют в Украине.

Наемники решают многое

В конечном счете, прецедент с Пригожиным показал многим в окружении российского президента, (кто бежать не собирается и готов за власть бороться), что наличие нескольких тысяч профессиональных наемников может быть важным козырем в любой внутриэлитной битве. Как говорил Аль Капоне, «с помощью слов и пистолета вы можете добиться гораздо большего, чем только одним словом».

И многое будет зависеть от того, сколько будет таких «пистолетов», кто первый выстрелит и какую цепную реакцию это вызовет по всей стране. Все это указывает на то, что Казахстан, имея протяженную границу с Россией, должен готовиться к разным негативным сценариям развития ситуации у северного соседа с ядерным оружием, так как всегда есть угроза «экспорта хаоса».

Ануар Нурпеисов

Recent Posts

Доллар продолжает дешеветь

По данным Казахстанской фондовой биржи, на торгах 28 ноября средневзвешенный курс доллара составил 512,53 тенге.…

1 день ago

Выступление Главы государства на диалог-платформе сельских акимов

Уважаемые участники! Сегодняшняя встреча, на которую были приглашены представители исполнительной власти всех уровней нашей страны,…

1 день ago

В Казахстане планируют повысить тариф на несрочные вызовы скорой помощи в вечернее и ночное время

Министерство здравоохранения Казахстана предложило увеличить тариф на обслуживание несрочных вызовов скорой помощи в вечерние и…

1 день ago

Полиция Жетысу изъяла больше тысячи бутылок поддельной водки (видео)

В области Жетысу участковые инспекторы полиции в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Участок» выявили крупный незаконный склад…

1 день ago

В столице проходит диалог-платформа сельских акимов

На сегодняшний день по всей стране избрано 2334 сельских акима, сообщает пресс-служба Акорды Глава государства…

1 день ago

Yandex Ads: на 21% выросли запросы казахстанцев, связанные с покупками

Пользователи в Казахстане ежемесячно задают в Яндекс Поиске более 50 млн запросов, связанных с покупками…

2 дня ago