Categories: Общество

Главные претензии к системе Назарбаевских интеллектуальных школ

Государство должно каждую школу стимулировать и развивать как школы системы НИШ. А к самим Назарбаев школам есть много вопросов. Например, у известного пиарщика и предпринимателя Нуркена Халыкбергена.

Вот что он пишет:

Школы для чиновников — лишь затраты

Обязательное условие для успешного развития нашей страны и повышения конкурентоспособности на мировой арене – это постоянное инвестирование в образование. И вот тут возникает ментальная ловушка: средства, вкладываемые в систему образования — это инвестиции или затраты? Если бизнесмены рассматривают вклад государства в образование как инвестиции, то чиновники рассматривают их исключительно как затраты.

Хотя разница между этими двумя понятиями (как финансовых концептов) огромна. Ведь инвестиции направлены на создание будущей стоимости и прибыли, тогда как затраты больше связаны с текущими расходами на обеспечение текущей операционной деятельности организации или с выполнением повседневной работы.

То есть

для большинства чиновников бюджетные программы образования – это не вклад, не инвестиции в будущее развитие нации и конкурентоспособности государства (которые должны дать плоды, которые должны помочь в развитии нации), а всего лишь ежегодные затраты,

которые нужно вовремя освоить и доложиться об успешной реализации еще одного финансового периода. Какая будет эффективность от финансовых вложений, как прогнозировать результат — мало кто задумывается.

Как инвестировать в школы?

Можно ли изменить эту ситуацию? Можно, при условии, если государственные служащие, отвечающие за бюджетное планирование и управление финансами, начнут использовать принципы инвестирования, а результаты их работ будут премироваться также, как и премируются инвестиционные управляющие при достижении определенных показателей.
Итак, что же это за принципы и когда же я начну рассказывать про систему НИШ?!

Принципы инвестирования простые и понятные.

  • Оценка эффективности проектов. Перед тем как принять решение о финансировании определенных проектов или программ, государственные служащие могут и должны проводить анализ стоимости и пользы (cost-benefit analysis) и учитывать факторы риска и потенциальную доходность, аналогично тому, как это делают инвесторы при принятии решений об инвестициях.
  • Финансирование (точнее его достаточность). Финансирование играет ключевую роль в инвестиционных проектах. Обеспечение стартового капитала для реализации проектов, финансирование приобретения оборудования, недвижимости, научных исследований, разработки новых продуктов, технологий и других необходимых ресурсов, расширения производства и инфраструктуры, поддержка роста и конкурентоспособность.
  • Участие и автономность: Инвесторы не влезают в оперативное управление проектами, чтобы не мешать развитию проектов. Но при этом активно помогают, предоставляя не только финансирование, но и экспертизу, связи и ресурсы, которые могут помочь проектам расти и развиваться. То есть инвесторы максимально дают свободу в операционной деятельности, помогают управлению рисками и стремятся максимально повысить вероятность успеха проекта.
  • Долгосрочность: Любые инвестиции имеют долгосрочный характер, если только речь не идет о спекулятивной сделке. Успех проекта может занять определенное время, и инвесторы готовы вкладывать финансы и поддерживать проекты на протяжении длительного периода. Они строят свои инвестиционные стратегии с учетом долгосрочной перспективы и возможности выхода с прибылью через продажу своих долей в стартапе или через публичное размещение акций.
    Диверсификация и управление рисками при распределении ресурсов на различные программы и проекты. Проще говоря — инвестор не ставит все деньги на один проект, «не складывает все яйца в одну корзину».

Инвестиции в НИШ и качество образования

Теперь давайте разбираться в системе НИШ через призму вышеозвученных принципов и подходов. Но прежде всего, нужно честно ответить самим себе, что главным раздражающим фактором для общества в этой истории является наименование (фамилия Назарбаев). Однако, судить о системе НИШ нужно не по наименованию, а по качеству продукта, по результатам школьников, эффективности.

Итак, сначала цифры и факты, чтобы оценить эффективность:

  • Каждый второй выпускник НИШ 2022-2023 учебного года обладатель сертификата IELTS с результатом 6,9 баллов. 79% выпускников набрали 6,5 баллов и выше. Средний проходной балл IELTS в зарубежных вузах 6,0–6,5 баллов.
  • 91% выпускников обладатели государственных и университетских грантов в Казахстане и за рубежом (из поступивших 80% учится в Казахстане, 20% зарубежом). Из поступивших в вузы более 80% выбрали технические, инженерные, педагогические, медицинские, сельскохозяйственные, экономические специальности. (Жаль, нет данных о работающих выпускниках НИШ. Мне лично очень интересно изучить данные по тем, кто уже работает, чтобы обработать и проанализировать цифры по вкладу в экономику страны).
  • На каждого ученика НИШ за год выделяется около 1,6 миллиона тенге (около 3,5 тысяч долларов США). На одного ученика средней школы по стране выделено в пять раз меньше средств – порядка 300 тысяч тенге (около 700 долларов США). При этом страны ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, куда входит 38 стран) на каждого учащегося школьника тратят 9 800 долларов США или 4,5 миллионов тенге.

Катастрофа в образовании

Получается, что

Казахстан не тратит много на школьников НИШ, а катастрофически МАЛО вкладывает в рядовых казахстанских школьников

Учитывая, что приоритет обычно отдается городским школам, то уровень недофинансированности сельских школ, наверное, будет аховым. Уверен, что обычные школы могут легко достичь результативности системы НИШ, при обязательном условии достаточного финансирования.

Если оценивать проект НИШ с точки зрения эффективности, через сравнительный анализ стоимости и пользы (cost-benefit analysis), получается, что мы тратим меньше, чем зарубежные аналоги (страны ОЭСР), но производим аналогичный по качеству продукт (человеческий капитал — учащиеся, которые могут похвастать качественными знаниями).

При этом, у Республики Казахстан есть огромный потенциал для роста — 7500 казахстанских средних школ, которые могут обучать наших детей, кто покажет результативность и качество знаний на мировом уровне. Ключевое условие, если государство начнет финансировать образовательную систему хотя бы на уровне нишевских школьников — 1,6 миллионов тенге на ребенка. Деньги на это есть, просто нужно разобраться в эффективности затрат образовательного бюджета страны!
Теперь об принципе «участия и автономности».

Автономия для школ

Принципиальный момент, по которому я не сошелся во мнениях с прежним руководством Министерства образования и науки Республики Казахстан, это вопрос предоставления реальной автономности учебным заведениям страны.

Поясню — автономия высших учебных заведений это свобода в управлении своими делами, принятии стратегических и тактических решений, самостоятельном управлении собственной учебной и исследовательской программой. Это означает, что абсолютно все институты и университеты в Казахстане должны быть независимы от государственного вмешательства или других внешних сил в принятии академических и организационных решений.

Это сравнимо с автономией любого коммерческого предприятия. Представьте, что каждый день к вам звонит чиновник и дает вам указания, как вести ваш бизнес. Это же ведь нонсенс! Ведь никто из Министерства торговли не приходит в приподъездный магазин, не указывает собственнику: как торговать, по какой цене, какой выставить ассортимент, как обслуживать, как мыть пол?! Выживание и успешность магазина зависит исключительно от действий собственника, как он реагирует на вызовы рынка и потребности клиентов.

Тогда как в системе образования, чиновники постоянно проверяют учреждения образования. Для сравнения — Министерство образования Республики Финляндия не имеет права вмешиваться в учебные школьные планы, не говоря уже про вузовские программы! То есть ни чиновник, ни министр не имеют никаких прав вмешиваться в учебный план учителя, не имеют права указывать учителю, как ему учить детей!

Министерство как обслуживающий персонал

Министерство должно помогать по принципу сервисного обслуживания. Улучшать инфраструктуру, упрощать жизнь для школ, университетов, педагогического состава, убирать административные барьеры, ускорять процессы, внедрять цифровые инструменты управления. Как цель – превратить образовательную систему в аналог Каспи, когда все документы и данные в одной системе: анализ успеваемости детей, определение траектории развития ребенка, уроки, лекции, аудио-видео материалы, учебники, задания, выпускники, анкеты, результаты тестирования, грамоты и медали.
Чтобы агентство по делам государственной службы могло легко выбрать из общей базы данных лучших выпускников для занятия вакантных позиций. Чтобы малый, средний и крупный отечественный бизнес мог выбирать из данной базы наиболее подходящих специалистов.

Наши чиновники — самые правильные чиновники!

Ну и напоследок. Диверсификация и долгосрочность.

Отечественные чиновники уверенно полагают, что они избрали единственно верный путь в развитии казахстанской образовательной системы.

В чиновничьих отчетах наши школы самые школьные, мы впереди планеты всей,

а то, что всякие там международные исследования типа PISA и PIAAC и PIRLS — подумаешь…

Нет! К сожалению, наша образовательная система в упадке. Найти оптимальный путь ее развития еще только предстоит. Как говорят те же пресловутые финны — нельзя просто взять и перенести финскую модель образования зарубеж (уже пытались, не получается — есть отдельные положительные моменты, но не более). Найти оптимальные пути развития можно лишь путем диверсификации поиска.

В этом деле нам должны как раз таки помочь различные проекты, кто будет тестировать собственные варианты развития. То есть НИШ — это один путь развития, БИЛ — это второй путь развития, частные школы – третий путь и так далее. При этом важно помнить, что есть 9 месяцев и 1 женщина, но никак не 9 женщин и 1 месяц. То есть всем этим проектам нужно дать достаточное количество времени и ресурсов (включая финансовые), не вмешиваться в процесс роста и становления, а всесторонне помогать.

Дергая за листочки, как нетерпеливый садовник, мы не добьемся ускоренного роста, а лишь помешаем ему. Поэтому резюмируя вышеописанное — необходимо мобилизовать все ресурсы, чтобы решать проблему образования. Не отпугивать инвесторов, не ухудшать условия для частного образования — которое помогает снижать нагрузку на образовательную систему, подумать о достаточности финансирования, искать и изыскивать, оптимизировать и жестко контролировать источники финансирования.

И если новый министр, чиновники Министерства просвещения начнут работать в формате инвесторов, я буду первым кто начнет агитацию за максимальное повышение ежемесячного вознаграждения и выплаты годовых бонусов за эффективность регулирования. Я очень надеюсь, что так оно и будет, но пока приходится «бегать и пинать»…

Ануар Нурпеисов

Recent Posts

Снижение процентов и первоначального взноса: как Китай борется с кризисом недвижимости

Китай объявил о новых, радикальных мерах, направленных на стабилизацию пострадавшего от кризиса сектора недвижимости, разрешив…

1 день ago

За отмывание преступных доходов бизнесмена осудили на 6,8 лет лишения свободы

Вовлекший в законный оборот похищенные средства Ануарбек Джексенгалиев приговорен к 6 годам и 8 месяцам…

1 день ago

Объемы поставок плодоовощной продукции из Таджикистана увеличатся

Казахстан и Таджикистан активизируют усилия по увеличению товарооборота между двумя странами с целью доведения его…

1 день ago

Государство увеличивает заказ на подготовку технических специалистов

В новом учебном году объем государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования увеличится…

1 день ago

Похолодание и дожди: прогноз погоды на выходные

Слегка потеплеет лишь на западе страны. 18-20 мая казахстанцев ждут дожди и похолодание, сообщили в…

1 день ago

Дефицит водителей пожарных машин констатировали в МЧС

Ответ на свой запрос в МЧС опубликовало агентство Kazinform. Согласно действующему штатному нормативу, разница между…

1 день ago