Қазақ редакциясы
Уведомление
Последние новости
В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина
05.09.2025
Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии
05.09.2025
Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли
05.09.2025
Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот
05.09.2025
Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)
05.09.2025
Aa
Поиск

Категории

  • Kazakhstan Inside
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Голос на миллион
  • Гороскоп
  • Деньги и слава
  • Здоровье
  • Инвестиции
  • Инсайдер
  • Как жить? Лайфхаки и советы
  • Криптовалюта
  • Курс тенге
  • Налоги
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Обзор укрСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Қаз
Aa
  • Курс тенге
  • Галерея
  • Развлечения
  • Наука
  • Технологии
  • Инсайдер
Поиск
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Инвестиции
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Подписывайтесь на нас
Globalnews > Рубрики > Общество > Парадоксы ЕНТ: привилегии НИШ и провал тестирования
Общество

Парадоксы ЕНТ: привилегии НИШ и провал тестирования

Александра Алёхова
Александра Алёхова 15.08.2022
Обновлено 15.08.2022 в 12:08
Поделиться
Поделиться

И никакой коллизии здесь нет. Просто в Казахстане выпускникам Назарбаев интеллектуальных школ (НИШ), блестяще сдавшим внутришкольные экзамены, итоговые оценки конвертируют в наивысший бал по ЕНТ.

Содержание
Секрет успешностиОтсутствие системностиПедагогика — последний шанс?

7 июля Министерство образования и науки по итогам единого национального тестирования заявило, что в 2022 году никто из выпускников не набрал максимальные 140 баллов. А 10 августа в опубликованном списке обладателей образовательных грантов 2022 года мы насчитали минимум 17 таких фамилий. Первый возникший вопрос — на каком этапе случилась подтасовка фактов и с какой целью?

Секрет успешности

Но в пресс-службе Национального центра тестирования нам пояснили, что на самом деле в 140 баллов конвертированы оценки лучших учащихся Назарбаев интеллектуальных школ. И это довольно интересно хотя бы потому, что система НИШ не подчиняется никакому ведомству, варится в собственном соку, а потому проверить честность и справедливость проведения ее внутренних экзаменов рядовому человеку не представляется возможным.

Примечательно, что выпускники НИШ 2022 года, которым конвертировали наивывшие 140 баллов за ЕНТ, поступили на самые «вкусные» специальности с очень большим конкурсом. За исключением только одной девушки, выбравшей профессию учителя химии. Представляем этот список специальностей:

  • Менеджмент и управление — 1
  • Аудит и налогообложение — 1
  • Финансы, экономика, банковское и страховое дело — 2
  • Информационные технологии — 5
  • Общая медицина — 3
  • Химическая инженерия и процессы — 1
  • Горное дело и добыча полезных ископаемых — 2
  • Подготовка учителей химии — 1
  • Стоматология — 1

Общественный деятель, первый проректор Кокшетауского университета им Ш. Уалиханова Галым Байтук считает, что история с конвертацией баллов для школьников Назарбаев интеллектуальной системы дискриминационная и сегрегационная, и это недопустимо. Он даже удивился, что это правда.

Галым Байтук, фото: toppress.kz

— То есть дети в простых школах пахали, занимались, зубрили, получили свои законные 135 баллов, а человек из НИШ непонятно как, бесквотно пролез в систему грантов? — прокомментировал Байтук. — Мы не знаем, как эти 17 человек вообще учились, так как система НИШ закрыта. И у меня возникает резонный вопрос, почему школьное обучение у нее автономное, но поступают эти дети затем в любые вузы страны, а не продолжают автономно конкурировать между собой в том же Назарбаев университете? Я считаю, что эту привилегию НИШ нужно ликвидировать. Выпускники Назарбаев интеллектуальных школ должны сдавать ЕНТ на общих основаниях и точка, если претендуют на государственные гранты.

В противном случае это дискриминация и даже сегрегация

То есть из детей искусственно создается каста привилегированных, которая вне очереди потом получает грант в том же Назарбаев университете, затем эксклюзивное право продолжать учебу за рубежом. А вернувшись назад, они попадают в молодежный кадровый резерв с большой вероятностью без опыта работы и карьерного роста получить серьезный пост. У детей, закончивших обычные школы, таких привилегий нет.

На обучение учащихся обычных школ государство и денег тратит значительно меньше, чем на НИШевцев. Тут выходов два — либо систему НИШ ввести в общую образовательную систему с равными правами и возможностями у детей, либо пусть обучение в автономной системе НИШ будет платным и не за бюджетный счет.

Отсутствие системности

Вторая любопытная деталь свежего списка обладателей грантов, которая смутила многих, это появление в ней людей, набравших ниже пороговых 50 баллов. Да еще и на педагогические специальности, где минимальное требование 2022 года — 75 баллов.

С помощью пресс-службы Национального центра тестирования мы выяснили, что эти люди — выпускники колледжей, решившие продолжить обучение по специальности уже в вузе. Но каких-то явных и понятных отличительных знаков в списке, которые бы давали ответы на многочисленные вопросы, нет.

Оказывается, на языке чиновников от образования, «очная сокращенная форма обучения» это и есть та самая отличительная черта колледжей. Но разъяснить это в доступной форме составители списка грантов не удосужились. Либо вообще опубликовать три разных списка обладателей образовательных грантов 2022 года — выпускников школ, выпускников колледжей, выпускников НИШ. Тогда недоразумения бы не возникло.

И президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов также согласен с тем, что путаница возникла и вопросы появились даже у специалистов из системы образования, не говоря уже об обывателях.

Педагогика — последний шанс?

Третья проблема, которая очевидно вытекает из опубликованных данных об обладателях образовательных грантов по педагогическим специальностям, это очень невысокий средний балл абитуриентов, выбравших своей профессией учительство — 80-85.

Рахман Алшанов, фото turan.edu.kz

— С 2021 года повысили проходной балл на педагогику до 75, подняли зарплату учителям, и уже мы видим, что учиться на педагогов пошли даже медалисты, — говорит Алшанов. — Сейчас в некоторых школах учителя получают до 500 тысяч тенге, профессора не везде так зарабатывают. В динамике мы видим, что средний балл абитуриентов, поступающих на педагогические специальности, вырос. Это очевидные плюсы стимулирования молодежи заполнять пустующие ниши школьных учителей.

— Сейчас обладатели грантов должны отрабатывать не менее трех лет по специальности. И рассматривается вариант сокращения этого срока. Что вы об этом думаете?

— Во многих регионах не хватает учителей. Они заказывают государству недостающие кадры. Но когда заявки доходят до министерства, заявки обезличиваются. Так что в конечном итоге министерство не знает, где именно с педагогическими кадрами дела очень плохи.

Система отработки за бесплатное обучение — это нормально, ведь государство в среднем ежегодно тратит 1 млн тенге на обучение по грантам. И делает это не для поддержания штанов отдельных детей, а чтобы выпускники затем восполняли дефицит кадров. Особенно педагогических.

И все еще остается вопрос качества подготовки этих кадров. Потому что за последние три-четыре года резко выросло число медалистов «Алтын белгі» — с 2 до 9 тысяч ежегодно. И это тревожное явление. Потому что медалисты при распределении грантов имеют преимущества. А у меня большие сомнения, что все эти медалисты действительно дети с отличными знаниями.

Три года отработки, это мало или много? Это очень условная цифра, потому как предполагается, что молодой специалист за это время осядет на месте, заведет семью и продолжит работать. Сократить срок отработки — убрать всякий смысл вообще в системе грантов.

За последние 10 лет из профессии ушли 120 тысяч учителей. Это гигантская цифра

Это миллиарды потраченных на их обучение средств, а в итоге государство снова и снова выделяет гранты на подготовку новых специалистов. Система работает как дырявое ведро. Гораздо эффективнее тратить деньги на создание условий для тех, кто остался в профессии.

То есть нужен комплекс мер, потому что программы «С дипломом — в село» и другие разрозненны и не решают одну задачу сообща. Нет какой-то слаженности действий и у госорганов. Акиматы ведут одну политику, профильное образовательное министерство — другую, минтруда — третью. И все тянут деньги из одного кармана.

Megogo.kz
ТЕГи: Главное, Мнения экспертов
Поделиться этой статьей
Facebook Twitter Whatsapp Whatsapp Telegram
Поделиться
Оставить комментарий

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуально:

  • В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина
  • Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии
  • Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли
  • Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот
  • Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)
Сентябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
« Авг    

Мы в соцсетях:

Facebook Нравиться
Instagram Подписаться
Youtube Подписывайся
Telegram Подписаться

Вам также может понравиться

Общество

В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина

05.09.2025
Политика

Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли

05.09.2025
Общество

Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот

05.09.2025
ТехнологииОбщество

«Байтерек» готовится к первому запуску

04.09.2025

Категории

  • Галерея
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Наука
  • Развлечения
  • Курс тенге
  • Технологии
  • Редакция

О проекте

Узнавайте самые важные новости Казахстана в мировой палитре событий вместе с GlobalNews.

Контакты

Почта: info@globalnews.kz Телефон: +7 (727) 3102504 050000, г. Алматы, Ауэзовский р-н, микрорайон Аксай – 3А, дом 47, кв 7

Подпишитесь на нас

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы мгновенно получать наши новые статьи

© GlobalNews 2022. Все права защищены.

Removed from reading list

Отменить
Welcome Back!

Sign in to your account

Забыли пароль?