В отечественный кинопрокат вышла картина «Пацанская история» — полнометражный сиквел одного из сериалов Salem Social Media «Пацанские истории» в обожаемом у нас жанре криминальной прозы о терках на районе, братанах, ментах, телках, терках, движняках и постановах.
С этого жанра, собственно, и началась эпоха казахстанского зрительского кино.
След «Рэкетира»
Полтора десятилетия назад, в благословленном 2007 году (вернуть его теперь хотят даже те, кто родился позднее) в прокат вышла дебютная кинолента Акана Сатаева «Рэкетир», сделавшая его одним из самых успешных и влиятельных режиссеров страны. Хорошо знакомая нам реальность эпохи первоначального накопления капитала, изображенная в уже канонических на тот момент традициях российской гангстерской саги «Бригада», глубоко потрясла массового зрителя и приобрела статус, сравнимый с культовым.
Киноделы, кажется, до сих пор не могут оправиться от этого впечатления и продолжают снимать собственного «Рэкетира».
«Пацанския история» и голос за кадром
«Пацанская история» за авторством дебютанта Нурсултана Джумабекова выстроена по тому же самому нарративу. Главным инструментом для связности сюжета служит закадровый голос рассказчика, ставший у наших киношников тем же, чем служит яркий дизайн и спецэффекты в Голливуде – универсальным средством для сокрытия недостатков.
Не имея свежих сценарных идей, Salem Social Media, известное своим плагиаторством и связанными с этим скандалами, предоставило очередной сюжет о бандитском трио, что отправилось в сопредельный Кыргызстан за покупкой «травы», но вместо этого огребло уйму печальных приключений. Новые вроде актерские лица (Шарип Серик и Ильяс Джапаров в главных ролях), еще больше усиливают ощущение, что фильм слеплен на основе творчества патриарха Сатаева. Режиссер сшивает набор гэгов и матерных диалогов минорным монологом, который зачастую служит не дополнительным инструментом раскрытия истории, а странным и нелепым дублером.
Совершенно непонятно, зачем он в эпизодах, сущность которых просто озвучивает словами, будто это радиопьеса. Тупость, скажете вы. Не знаю.
Зачем маты в кино?
Грубой брани и мата вообще чрезмерно, как и в других проектах Salem, но в конце 2022 года увлеченность грязной лексикой вызывает уже законные вопросы.
Поначалу это был терапевтический способ порвать с унылым наследием официозного ТВ и его постных сериальных продуктов, нарушить соблазнительное табу детских лет и закрыть какой-то гештальт, но какие у него задачи сейчас?
Очевидно, вызвать у зрителя хохот (это же «криминальная комедия»), а поскольку сочинение шуток реально тяжкий труд и дорогостоящая услуга, упор делается на самое низменное чувство смешного, которое живет даже в лучших из нас.
Однако зачем платить за билет, если можно просто посмотреть в телефоне видос с искрометно бранящимся уличным забулдыгой?
Кому понравится фильм?
В итоге люди, ожидавшие какого-то откровения и пришествия хоть чего то от Salem Social Media, будут жестко разочарованы.
Довольными может быть останутся невзыскательные потребители однообразного фастфуда, ценящие в таких изделиях именно предсказуемую одинаковость. Они не слишком отличаются от персонажей фильма, изъясняются на таком же языке и живут их понятиями.
Как фильм не для детей пошел в широкий прокат?
Смущает, кстати, отсутствие у такого фильма взрослой категории. Или даже при категории 21+ эту картину с нереальным количеством матерщины и даже карикатурно нарисованными женскими гениталиями (так иллюстрируется следующая геолокация в опасном путешествии) люди смотрят в компании своих отпрысков младшего школьного возраста, хотя совсем недавно министром «прачечной» в обход всех правовых процедур был запрещен обычный мультфильм из-за невинного эпизода с однополым поцелуем. Почему же мораль басеке столь избирательна?
Похоже, что выдача прокатного удостоверения говорит нечто важное о подлинных приоритетах столоначальников.
Пропаганду вот таких отношений они точно не считают вредной и даже готовы приветствовать за соответствие культурным потребностям, которые с их позволения и поощрения стали в обществе базовыми.
Такое кино не тонет
Кажется, киноделы до сих пор не могут оправиться от сатаевского успеха 2007 года и продолжают снимать собственного «Рэкетира». Salem в своем репертуаре.
Сатаев недавно оставил пост руководителя «Казахфильма», но дело его живет.
Грустно. Вообще, все это действо можно обозвать теми словами, которых в фильме чрезмерное количество. Это из разряда того, что не тонет. Но от этого только сильнее воняет. Жаль потерянного времени и тех родителей, которые привели на это «что-то» своих детей.