Идея депутата парламента Казахстана вызвала общественный резонанс. На очередном заседании Кайрат Тастекеев выразил своё недовольство преобладанием зарубежного контента на телевидении. Обратившись к вице-премьеру Тамаре Дуйсеновой, он призвал ограничить количество зарубежных сериалов на казахстанском телевидении. Они, по его мнению, опасны для нашего общества.
Опасность из вне
«Если включить любой наш канал, то идут иностранные телесериалы и мультфильмы. Из бюджета нашей страны тратятся миллионы средств на покупку этого контента. Эти деньги можно было бы направить на развитие наших специалистов и казахстанского кинематографа», — выступил депутат на видео, опубликованном в telegram-канале казахстанского сената.
По его словам, избыток западного контента представляет угрозу для национально-культурной идентичности населения.
«В иностранных телесериалах доминирует иные культурные ценности и стереотипы. Это может оказывать негативное влияние для народа», — заявил Тастекеев и заключил, что деньги, выделяемые на показ зарубежного контента, можно направить на развитие казахстанского кинематографа.
При этом он призвал обратить внимание властей на международный опыт: некоторые страны уже законодательно запретили на отечественных каналах показ зарубежного контента.
Это уже второе подобное предложение за этот год. В апреле мажилисмен Ардак Назаров хотел запретить казахстанцам просмотр фильмов с ЛГБТ-тематикой. По его словам, они «разрушают многовековые традиции и национальные ценности казахского народа».
А как у них?
К слову, о странах, которые ввели у себя запрет на просмотр зарубежного контента.
Одной из них является Афганистан. Талибы (запрещенные в Казахстане) с приходом к власти живо запретили показ сериалов, переведенных на дари и пушту (самые распространённые языки в стране). До этого афганцы любили турецкие и индийские сериалы. С приходом нововведений гражданам стало нечего смотреть. В Афганистане свой кинематограф не развит. Поэтому местные жители вскоре выключили телевизоры, так как развлекательный контент в стране исчез.
Очевидно, за нарушение установленных правил жителям Афганистана положено наказание. Какое – предсказать сложно. Пока в стране не происходило громких случаев на этой почве.
Куда большую угрозу зарубежный контент представляет для жителей КНДР. Там, любому посмевшему вкусить радости иностранного контента грозит смертная казнь.
По воспоминаниям одной беглянки с Севера, ей было всего 11, когда ее соседа расстреляли за просмотр контрабандной кассеты с южнокорейским фильмом. Расправа произошла на глазах у соседей: их заставляли смотреть, а тех, кто отказывался могли публично обвинить в измене.
Игра в ящик…
Не менее шокирующий случай произошел в 2021 году в той же Северной Корее. Ее жителя расстреляли после того, как он в тайне провез в страну сериал «Игра в кальмара». Контрабанда была запечатлена на флешке, которую молодой человек дал посмотреть приятелям. Так его и поймали.
Как главного виновника «тяжкого преступления» его казнили. Его приятеля, который первым приобрел копию сериала отправили отбывать пожизненное наказание, еще шестерых, посмевших узреть шедевр стриминговой платформы, приговорили к пяти годам каторги. Их классного руководителя, который «не досмотрел» за своими подопечными отправили «приносить благо» обществу на угольные шахты.
Несмотря на то, что власти КНДР запрещают своим гражданам смотреть «вражеские» фильмы, люди, изголодавшиеся по искусству, не страшатся смерти только бы узнать что-то новое, а не то, что вещают правительственные каналы.
Причем, власти преследуют людей не только за фильмы и музыку. Привлечь внимание правоохранителей к себе можно с помощью неподобающего вида – индивидуалистического и антисоциалистического поведения.
Общество тоже нацелено на помощь властям, ведь если умолчать можно попасть под раздачу. Так, если поймают рабочего, наказание понесет глава предприятия, если ребенка — накажут его родителей. В общем, стукачество в КНДР давно стало благодарным делом.
И все для того, чтобы люди не могли даже мечтать о жизни за пределами Северной Кореи. Ведь если дать людям свободу выбора, то вскоре они прозреют и неизвестно удастся ли их также благополучно контролировать. Подобное будущее ждет все страны, нацеленные на запрет всего нового, прогрессивного, а если и не всегда умного, то хотя бы иностранного. Ведь когда есть внешний враг куда проще заставить людей придерживаться удобных государству взглядов.