В четырех городах Казахстана наблюдается повышенный уровень загрязнения воздуха. В Алматы, Усть-Каменогорске, Риддере и Актау краткосрочные метеорологические факторы, такие как штиль, слабый ветер, туман и инверсия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы.
Газовые атаки
Казахстанцам советуют сократить время пребывания на открытом воздухе, особенно вблизи автотрасс или других источников загрязнения; детям и беременным женщинам отказаться от длительных прогулок; людям, страдающим хроническими заболеваниями легких, сердечно-сосудистыми, аллергическими заболеваниями, при нахождении на открытом воздухе иметь при себе лекарственные препараты; ограничить физическую нагрузку на открытом воздухе; занятие физкультурой и спортом проводить в закрытых спортивных комплексах.
Как заключают метеорологи, причин загрязнения атмосферного воздуха несколько: в Алматы основной процент загрязнения приходится на теплоисточники (ТЭЦ, котельные), автотранспорт и частный сектор.
В других перечисленных городах наибольший объем эмиссий приходится на промышленность, а также на устаревшие канализационно-очистные сооружения.
В Минэкологии РК бьют тревогу: в прошлом году общий объем выбросов в атмосферный воздух от предприятий первой категории составил 37 тыс. тонн, годом ранее — 37,7 тыс. тонн. Из общего числа 97% выбросов приходится на теплоэнергетику, 3% — на промышленность. Для того, чтобы снизить риски в том же Алматы ТЭЦ собираются перевести на газ, как, впрочем, общественный транспорт. Оптимально, если он будет работать от газа и электричества.
В Усть-Каменогорске — 44 тыс. тонн выбросов приходится на Усть-Каменогорский металлургический комплекс, Титаномагниевый комбинат и ТЭЦ.
Несмотря на это, в Министерстве экологии спешат успокоить казахстанцев: все же воздух в Казахстане стал чище. В 2022 году объем выбросов загрязняющих веществ снизился на 4,1%. Очевидно, это еще не означает полную победу над выбросами. В этом смысле Казахстану есть куда стремиться, ведь токсичные яды, застывшие в атмосфере, продолжают пагубно влиять на здоровье казахстанцев…
Вдох – минус год
До появления определенных исследований ученые выделяли четыре основные причины сокращения продолжительности жизни: алкоголь, табак, малоподвижный образ жизни, плохое питание. С 2016 года к этому перечню прибавили еще один фактор – грязный воздух. Как выяснилось, он повинен в 16% смертей.
По мнению ученых Института энергетической политики Чикагского университета (EPIC), в среднем люди теряют из-за грязного кислорода 2,2 года жизни, а в Индии, в таких городах как Дели и Калькутта, вообще девять лет жизни.
В странах СНГ на этом фоне дела обстоят почти радужно: казахстанцы теряют 0,3 года жизни из-за загрязнения воздуха. Однако не стоит пренебрегать тем фактом, что индекс продолжительности жизни на этом фоне может уменьшиться. Чтобы избежать этого, уже сейчас необходимо принять определенные меры. В этом смысле могут быть заразительны примеры европейских стран.
Плата комфортом
Качество воздуха ухудшилось во всем мире. Поэтому многие страны принимают меры для того, чтобы снизить пагубное воздействие отравляющих веществ для своих граждан.
К примеру, власти Нидерландов собираются запретить продажу всех бензиновых и дизельных автомобилей с 2025 года, дав проезд только электромобилям и водородным автомобилям.
В германском городе Фрайбург проложено 500 км велосипедных маршрутов, трамвайных путей и существует недорогая, но эффективная система общественного транспорта. А в пригородах страны гражданам запрещают парковать личный транспорт подле жилых районов. Тем же, кто собирается пойти на встречу государству, отказавшись от автомобилей, государство обещает более дешевое жилье, бесплатный общественный транспорт и много парковочных мест для велосипедов.
Власти финской столицы Хельсинки планирует постепенно отучить своих граждан от вождения личного транспорта. Сделать это они собираются с помощью высокой платы за парковку, установки велосипедов на каждом шагу и строительства большой пешеходной сети в городе. Таким образом они надеются, что модернизированный общественный транспорт станет настолько комфортным, что к 2050 году никто просто не захочет ездить на машине.
Для Казахстана такие меры пока звучат неправдоподобно, ведь мало кто готов пожертвовать комфортом даже ради собственного здоровья, так что продолжаем дышать воздухом, который видно.