Ловкачи превратили строительство школ в Казахстане в доходный бизнес. Обнародованы шокирующие цифры: школы по госзаказу обходятся в три раза дороже, чем школы, построенные частными предпринимателями на свои деньги. Причем качество этих школ по госзаказу — удручающее.
На днях аналитики общественного объединения «Цифровое общество» обнародовали детальный отчет о том, во сколько бюджету Казахстана обходится одно новое школьное место.
Заключение прелюбопытнейшее, учитывая, что эксперты Нургали Рахманов и Динара Канибай для исследования взяли данные из открытых источников. Анализ проведен как по суммам, потраченным на создание ученических мест, так и по регионам, а также подрядчикам, возводившим школы по государственному заказу.
Чем частнее — тем честнее
Начнем с самого интересного — самих, собственно, денег.
Их на строительство 1000 школ к 2025 году государство планирует потратить в количестве 972 млрд тенге,
причем 81% — из местных бюджетов. То есть основными заказчиками постройки новых ученических мест являются акиматы.
Аналитики «Цифрового общества» взяли за точку отсчета 2021 год и захватили 9 месяцев 2022 года. За этот период состоялись 200 госзакупок. А в них серьезный разброс затрат на одно ученикоместо. Поэтому для расчета объективной стоимости строительства школ использовали проекты частных инвесторов, реализованные частными застройщиками.
Известна сметная стоимость строительства лицея на 1 200 учеников в Алматы, подаренного городу семьей филантропа и бизнесмена Кенеса Ракишева в 2017 году. Земля и внешние инженерные сети – вклад акимата. Школа строилась частной строительной компанией в 2016 году и была сдана в эксплуатацию в 2017. Сметная стоимость лицея «под ключ», где дополнительно к строительству здания было закуплено учебное оборудование, мебель, оборудование для столовой и прочий школьный инвентарь, составила 1,83 млрд тенге,
сказано в отчете «Цифрового общества».
Чтобы привести эти цифры к ценам 2021 года, аналитики проиндексировали их пропорционально росту курса доллара в тенге с 2016 года, так как в основном все стройматериалы импортные.
«Даже местные производства стройматериалов для выпуска конечного продукта используют большей частью импортные компоненты. Согласно истории роста курса доллара к тенге, в сравнении с 2016 годом, в 2021 году он составил 22%, а в 2022 году – 35%.
Таким образом, аналогичный проект строительства типового лицея обошелся бы в 2,23 млрд в 2021 году и в 2,47 млрд в 2022. Введенный в эксплуатацию лицей рассчитан на 1 200 учеников, следовательно, стоимость строительства одного ученического места составляет 1,86 млн в 2021 году и 2,06 млн в 2022», — подытожили эксперты.
Еще в качестве образца для сравнения с госзакупками Нургали Рахманов и Динара Канибай использовали информацию одного из интервью директора по развитию бизнеса BI Construction & Engineering Аяна Зикирина о деталях строительства частной школы BINOM.
Так, стоимость строительства школы на 2 000 мест составила 7,5 млрд тенге, из которых 5,7 млрд потрачены на строительство здания, 1,3 млрд – на технологическое оборудование, 350 млн – на авторский и технический надзор, 150 млн – на библиотечный фонд. Школа в итоге была укомплектована и оборудована по самым высоким стандартам НИШ, в ней одно ученическое место обошлось заказчику в 2021 году в 3,75 млн тенге на ученика без прибыли подрядчика. С 30-процентной прибылью — в 4,88 млн. В 2022 году, соответственно, 5,41 млн тенге.
Чем дальше в село, тем толще карманы
Что такое оборудованная по стандартам НИШ школа? Это образовательное учреждение с расширенными лабораториями, кинозалом, игровыми комнатами, смарт-классами, 3D-принтером для творческих экспериментов, кабинетами робототехники. В библиотеке предусмотрены ноутбуки и интерактивные парты, а на территории школы сооружены теплицы и натуралистические зоны, беседки, work-out и спортивные площадки. Дети учатся в соответствии с программами, которые представляют собой интеграцию казахстанской и передовых международных образовательных систем Финляндии, Великобритании, Южной Кореи.
Очень любопытный анализ частных проектов, в которых исключена коррупционная составляющая и варианты искусственного завышения цен. То есть история, максимально приближенная к реальности.
Строят ли общеобразовательные школы по таким же ценам государству на деньги налогоплательщиков? Скажем сразу — нет.
Потому что в 2021 году были построены и большая школа на 1 200 учеников за более чем 2 млрд тенге в Талдыкоргане Алматинской области, и малокомплектная, всего на 80 учащихся и 25 посетителей мини-центра в селе Тополевка той же Алматинской области за 770,2 млн тенге.
Аналитики решили, что объективные цены строительства где-то в городе и в отдаленном селе следует высчитывать с учетом транспортных расходов на подвоз тех же строительных материалов. Но даже они все равно не дали разброс стоимости ученикоместа в 4,3 раза.
По расчетам Рахманова и Канибай, тополевская малокомплектная школа вместимостью 105 учеников должна была обойтись бюджету Алматинской области в 186,15 млн, а не в 771,2 млн.
Немного забегая вперед, скажем, что во всех регионах без исключения ученические места не стоили одинаково. Самое недорогое в 2021 году за счет средств бюджета построили за 1,7 млн в Талдыкоргане, самое дорогое — за 14,5 млн в Шымкенте.
За девять месяцев 2022 года история с распилом казенных денег на строительстве школ также не изменилась. Были как скромные проекты стоимостью 1,4 млн тенге за ученическое место в Мангистауской области, так и очень дорогие — 11,9 млн в Алматы.
О деталях этих проектов и рейтингах регионов по эффективности бюджетных трат на строительство школ мы расскажем в следующей статье.
Одна школа по цене трех: уроки расточительства из регионов Казахстана