Анонсированных в новом послании изменений недостаточно, считает социолог Тимур Айсаутов. Например, чтобы удачно реализовать содержание экономического блока, сначала нужно провести более масштабные реформы. А политический блок материальное благополучие казахстанцев не улучшит.
Тем не менее кредит доверия Касым-Жомарту Токаеву в обществе вырос еще немного, и именно благодаря посланию. Вопрос в том, как президент им воспользуется.
Нужен еще более кардинальный подход
— Как вам грядущие изменения в нашей жизни? Я имею в виду содержание нового послания Касым-Жомарта Токаева.
— Послание было достаточно интересным, в нем много нового. Однако я не увидел ряда необходимых и серьезных изменений как в политической сфере, так и в экономической.
— По-моему, новостей там как раз было предостаточно. Например, «одноразовый семилетний» президентский срок, усиление парламента и многое другое.
— В современном мире события происходят достаточно быстро, так что эти семь лет примерно то же самое, что два срока по пять лет раньше. Может чуть меньше. Да, нынешний президент получит некий карт-бланш и возможность провести какие-то масштабные реформы. Но в целом
это не то изменение, которое ожидала общественность, оно больше нужно непосредственно нынешней команде президента
Возможно, как раз для того, чтобы провести необходимые реформы, поскольку реальная власть у Токаева появилась совсем недавно, только после январских событий, что ни для кого не секрет. Но снова повторюсь, в нынешнем послании я не увидел ряда необходимых изменений. Прежде всего нам прямо сейчас нужны реформы в экономической политике.
— Экономической политике посвящен целый раздел. Речь шла и о сырьевой зависимости, и о низкой производительности труда, и о многом другом. По-моему, экономике Токаев уделил достаточно внимания.
— Да, уделил, но эти инициативы, на мой субъективный взгляд, не дадут ожидаемых результатов, хотя они и правильные. Например, налоговая реформа давно нужна, о чем я сам говорил много раз. Но и
это изменение, и многие другие пройдут качественно только тогда, когда будут реализованы более масштабные и более системные реформы
Например, в первую очередь следует усилить роль крупного бизнеса в экономической политике. Именно экономической, а не чтобы влияли на всю внутреннюю политику в целом. Сейчас у нас экономическую политику реализуют чиновники, а не бизнесмены, что привело к известным результатам. Крупный бизнес должен стать более важным и более системным партнером государства.
Перекрыть отток капитала из страны
— Раз уж заговорили об экономике, что можно сказать о поручении обеспечить бизнес дешевыми кредитами? Как это сделать – понижать базовую ставку? Руководство Нацбанка упирается всеми конечностями, чтобы этого не делать.
— В рамках действующей экономической модели это поручение рискует так и остаться простым лозунгом. Вспомним, что такие же поручения – обеспечить бизнес доступными и дешевыми кредитами – давал и предыдущий президент. Зачастую это обеспечивалось просто выделением из Нацфонда дополнительных средств. Деньги осваивались через различные программы, но необходимого эффекта это не давало.
Что будет сейчас? Скорее всего, расширят действующие программы, видимо, в рамках Дорожной карты бизнеса. Да, объем финансирования увеличат, но эти кредиты выдаются малому и среднему бизнесу. Крупному выделяет Банк развития Казахстана, но их недостаточно.
На сегодня общий объем кредитов, выданных банками второго уровня корпоративному сектору, около 10% от ВВП. Это катастрофически мало
Чтобы экономика развивалась, надо хотя бы 40-50%. Зато населению выдано примерно в полтора раза больше кредитов – около 15%, но они стимулируют не местное производство, а импорт. Как правило, это товары длительного пользования, отчасти присутствует и ипотека. И простым указом президента эту картину не изменить.
Для обеспечения кредитов в нашей экономике должны появиться соответствующие средства – а где их взять? Не отдадут же средства Нацфонда банкам второго уровня – так делать просто нельзя, мы останемся вообще без резервов. Зарубежные рынки фондирования закрыты для Казахстана уже с 2006-07 годов.
Единственный источник – внутреннее фондирование, которое можно обеспечить прежде всего за счет перекрытия оттока капитала из страны
По моему мнению, это не только первостепенная, но и вообще единственная возможность. А чтобы перекрыть их, нужно сломать старые действующие схемы оттоков через добывающий сектор, транспортное ценообразование и искусственно накрученные объемы инвестиций. У нас ведь на самом деле таких объемов нет, они искусственно завышены, чтобы под видом якобы возврата инвестированных средств вывозить прибыль из страны.
Внеочередные выборы — вполне логичный шаг
— Вряд ли бы такие подробности президент оглашал в послании, для этого есть другие документы.
— Конечно, нам легко говорить, что мы хотели бы каких-то серьезных реформ. Критиковать всегда легко, а предлагать всегда сложно. Но ведь общество на то и общество, чтобы ожидать серьезных перемен. А правительство и власть в целом должны генерировать идеи и предлагать что-то масштабное. Например, новую концептуальную модель экономики. А мы ее пока не увидели и не услышали.
Тем не менее
это послание добавило действующему президенту еще несколько процентов популярности
Так что было вполне разумно организовать внеочередные выборы, поскольку после январских событий рейтинг у него уже был достаточно высок, что показывают исследования. Этот шаг вполне логичен. А что будет дальше? Главный вопрос – когда в экономике начнутся реальные реформы. Политическая сфера и даже социальная не улучшат материальное положение населения, бизнеса и так далее. Нужна комбинация экономики и политики. Нужна все та же новая экономическая модель. А ее как раз пока не видно.