Сам факт появления «фейков» и их массовое распространение давно превратились в серьезную проблему. Особенно когда речь идет о репутации человека, компании или целого государства.
Бытует мнение, что недостоверными публикациями в социальных сетях обмениваются те, кто не может отличить правдивую новость от фейковой. Но в реальности все оказалось гораздо сложнее.
Ученые из США, изучавшие проблему распространения фейков, пришли к выводу, что ключевую роль играет привычное поведение человека в соцсетях.
Привычка – вторая натура
Специалисты провели четыре исследования с участием 2476 человек. До начала эксперимента испытуемых расспрашивали, как часто они делятся постами, не задумываясь. Сильная привычка репостить была связана с тем, что участники пересылали новости автоматически.
В каждом эксперименте людям показывали новостные заголовки так, как они встречаются в соцсетях: картинка и тезисная информация. Одна часть заголовка была правдивой, а вторая содержала ложный контент. Участникам также предлагали оценить достоверность каждой новости. Люди с сильной привычкой репостили чаще, включая и те новости, которые потом оценили как фейковые.
Авторы исследований сходятся во мнении: привычки пользователя соцсети помогают распространению ложной информации. Алгоритмы работают так, что вверху новостной ленты выходят самые популярные посты. В итоге фейковые новости расходятся еще больше.