Внешнеполитические ориентиры Казахстана выглядят настолько сбалансированно, что даже сейчас, в период беспрецедентной поляризации на международном треке, что северным, что западным партнёрам крайне сложно выдвинуть какие-либо претензии Нур-Султану
Политика многовекторности обеспечила Казахстану редкие для современного мира возможности проводить устойчивую внешнюю политику на самых разных направлениях. И хотя со стороны сегодня всё чаще звучат достаточно жёсткие призывы «определиться, с кем вы», Казахстан в ответ на это может уверенно ответить: мы – со всеми странами и организациями, партнёрство с которыми отвечает нашим национальным интересам.
Страна является членом более 40 международных организаций, в том числе ООН и ряда её специализированных учреждений (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ИКАО и др.), МАГАТЭ, МБРР, МВФ, МФК, ЕБРР, Азиатского банка развития, ОЭС, ОИК, ОБСЕ, СНГ, ШОС, ОДКБ, Группы ядерных поставщиков, Союза тюркских государств. В сфере военной безопасности Казахстан является участником как ОДКБ, в своё время созданной странами бывшего СССР ради обеспечения своей коллективной безопасности, так и в натовской программе «Партнёрство во имя мира», нацеленной на формирование устойчивого и долгосрочного сотрудничества со странами региона. И это совершенно не противопоставляет нас ни коллегам по СНГ, ни странам Запада.
А ещё Казахстан имеет статус наблюдателя в ВТО и Движении неприсоединения.
Внешняя политика Казахстана изначально базировалась на принципах открытости, миролюбия, сбалансированности и последовательности. Дипломатические отношения установлены с более чем 100 государствами мира. При этом во всём мире крайне сложно найти страну или группу стран, с которой у нашего государства существовали бы враждебные или недружественные отношения. Изначально ещё в первые годы независимости, добровольно отказавшись от статуса четвёртой по масштабам ядерных арсеналов страны мира, Казахстан расположил к себе всю группу развитых стран. Многих в тот период просто шокировало, как это – добровольно отказываться от огромного потенциала атомного оружия. Подобные прецеденты во всей предшествующей истории человечества отсутствовали и казались немыслимыми. Но Казахстан, сделав такой шаг, получил значительно больше, чем мог бы иметь в качестве одной из ядерных держав. Наряду с гарантиями безопасности, он получил невиданный на тот момент уровень доверия со стороны всех глобальных «центров силы». Это позволило выстроить ровные позитивные отношения с непримиримыми геополитическими противниками. Фактически самые сложные вызовы глобального мира обернулись для Казахстана дополнительными возможностями.
Основными внешнеполитическими контрагентами нашей страны являются Россия, Китай и США. Укрепляется двустороннее сотрудничество как с коллективным Западом (США, Великобританией, Германией, Францией) так и с рядом стран СНГ – Россией, Белоруссией, Азербайджаном. Дополнительным вектором укрепления отношений стал азиатский вектор – у страны прекрасные отношения как со странами Центральной Азии, так и со всем тюркским миром. Казахстан стал одним из инициаторов создания Союза тюркских государств, в рамках которого идёт мощное культурно-социальное и экономическое взаимодействие.
На азиатском направлении принципиальное значение для Казахстана имеют связи с Китаем, который по праву считается крупнейшим геополитическим центром мира XXI века. С Китаем на двусторонней основе подписано большое число договоров и соглашений, в том числе – по пограничным вопросам, экономическому сотрудничеству, научно-техническому и культурному обмену. В том числе – Совместная декларация об установлении и развитии стратегического партнёрства (2005 год) и Стратегия сотрудничества в XXI веке (2006 год). Развивается сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которое имеет стратегическое значение для нашей страны. Например, на состоявшемся в Астане в июле 2005 года саммите ШОС была принята «Концепция сотрудничества членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», которая обеспечила огромные возможности эффективного взаимодействия в сфере безопасности. Кроме того, в рамках ШОС ещё в нулевых годах усиливались проекты сотрудничества в энергетической и экономической сфере. Тогда Казахстан и Китай запустили крупный проект по строительству трубопровода в Западный Китай (Китай заинтересован в энергетических ресурсах Казахстана).
Все эти выгодные Казахстану направления сотрудничества никак не помешали долгосрочной стратегии построения единого экономического пространства с Россией, Белоруссией и рядом других стран СНГ в рамках ЕАЭС. Наша страна последовательно укрепляет свою евразийскую интеграцию, обозначая при этом ключевой принцип: экономическое взаимодействие и партнёрство, экономический союз без политической составляющей.
Наряду с традиционными для себя ближайшими партнёрами в лице России и других стран СНГ, Казахстан активно участвует в региональном сотрудничестве в Центральной Азии. Ещё в октябре 1992 года Казахстан стал членом Организации экономического сотрудничества (ОЭС), основанной в 1977 году Ираном, Пакистаном и Турцией. В 1992–1993 годах к ней присоединились Афганистан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Азербайджан. В декабре 1995 года Казахстан вступил в Организацию «Исламская конференция» (ОИК), что открыло возможность привлечения в нашу страну инвестиционных ресурсов Исламского банка развития (ИБР).
Взаимоотношения с США и странами ЕС также вылились в ряд конкретных направлений национальной внешней политики. Отправным пунктом начала взаимоотношений Казахстана с ведущими экономически развитыми государствами мира, которые вылились в мощный инвестиционный бум в нашем нефтегазовом секторе, стала вашингтонская встреча на высшем уровне в феврале 1994 года. Личные контакты президентов двух стран в немалой степени способствовали формированию и закреплению в США и во всём мире имиджа Казахстана как надёжного партнёра. Благодаря установившимся долгосрочным отношениям официальный Вашингтон и его партнёры особо не вмешиваются в процессы демократического строительства в Казахстане и не пытаются диктовать нашей стране своих принципов, что они активно делали во регионе на протяжении так называемой «арабской весны».
При этом Казахстан и Россия, также несмотря на ряд очевидных разногласий в вопросах геополитики, рассматривают друг друга в качестве самых близких партнёров и союзников на постсоветском пространстве. Примечательно, что Казахстан не опасается тесной интеграции с Россией, вплоть до создания наднациональных органов в сфере экономики на уровне ЕАЭС. И это также даёт нашей стране определённые преимущества, в том числе и в сфере безопасности, что наглядно показали январские события: тогда именно благодаря своевременному обращению руководства страны в ОДКБ и заинтересованной позиции Москвы удалось быстро нейтрализовать беспорядки в нашей стране, возникшие на фоне попытки внешних сил устроить в Казахстане госперевород.
Некоторые политологи считают тесное взаимодействие Казахстана с Россией не только исторически объяснимой общностью интересов, но и гарантию от экспансии Китая в Среднюю Азию, которая потенциально могла бы угрожать казахстанской государственности.
Ещё весной 1994 года в рамках Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и РФ был подписан пакет из 22 договоров и соглашений, в том числе 4 договора на уровне глав государств (договоры о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции; о военном сотрудничестве; соглашения об основных принципах использования космодрома Байконур и Меморандум по вопросам гражданства и правового статуса граждан обеих стран).
Военное сотрудничество с РФ также имеет принципиальное значение для Казахстана, что, как уже отмечалось, наглядно проявилось в ходе трагических январских событий. Казахстан полагается на военно-техническое сотрудничество с Россией как на механизм поддержания на должном уровне боеспособности своей армии.
В свою очередь, доверительный и открытый характер взаимоотношений между лидерами двух стран – К. К. Токаевым и В. В. Путиным – позволяет эффективно решать все «деликатные» вопросы двустороннего сотрудничества. А они, безусловно, есть и будут. Президентов двух стран сближает схожесть подходов в оценке демократии, неприятие «цветных революций» и многое другое. Оба лидера приветствовали создание в июле 2005 года Евразийского банка развития со взносами России в его уставной фонд в размере 1 миллиарда долларов США и Казахстана – 0,5 миллиарда долларов, а также расширение полномочий Экономического суда ЕврАзЭС.
Современный глобальный кризис с новой очевидностью доказал дальновидность и прагматизм Казахстана во внешней политике. Многовекторная философия наших взаимоотношений с внешним миром, основанная на принципе безусловного приоритета национальных интересов Казахстана, позволяет и сегодня превращать вызовы в преимущества, сохраняя устойчивость на фоне глобального шторма.