Финансовый эксперт Расул Рысмамбетов рассказал о перспективах обновления Казахстана.
Финансист написал статью, в которой подробно отразил перспективы обновления Казахстана и обозначил ключевые задачи правительства в этом вопросе. Своими наблюдениями он поделился в аккаунте Facebook.
Будет сломано много копий и позвоночников в поисках нового Казахстана. Кто-то из нынешних строителей не усидит до президентских выборов, а кто-то решит играть по-старому и вскоре вернется к старым привычкам.
Задолго до референдума хватило январских событий, чтобы понять, что люди не могут жить по-старому и не хотят. Поэтому с февраля 2022 года мы часто слышим в социальных сетях и СМИ: «Когда же будет Новый Казахстан?»
Так как в Казахстане многие вещи решает правительство в расширенном понимании, вся ответственность за обновление будет лежать на правительстве и президенте. Расширенное понимание – это правительство (премьер и министры), их аппараты, региональные акиматы, сотни РГП и частично квазигоссектор.
Долгие годы такое расширенное правительство создавало законы, ведомственные инструкции, обрастало солидным комом правил, что в какой-то момент не смогло двигаться, не смогло быстро решать проблемы людей. Авторы таких ползучих изменений сами порой запутывались и не могли преодолеть свои же барьеры, но в целом являлись бенефициарами выстроенной ими же системы.
Рискнем предположить, что сейчас госаппарат не силах переосмыслить себя, так как не может найти точку опоры вне себя, а попытки изменить себя постепенно обречены на провал, потому что для этого надо признавать свои же ошибки и нести ответственность, в том числе и уголовную.
Диктатура изменений
Есть ли у нас стратегия? Куда мы двинемся и стоит ли что-то обновлять? И самое главное, кто этим будет заниматься?
Из последних примеров на пространстве СНГ можно показать реформы Саакашвили в Грузии, когда получив полноту власти, Михаил Саакашвили буквально за два-три года внес необратимые и непоправимые изменения в полотно власти. Правильнее будет сказать, что президент Саакашвили снес старую и выстроил новую систему.
В Грузии такие радикальные реформы понравились далеко не всем, однако в итоге получили самое популярное место для отдыха, открытое государство и радикально снизили уровень коррупции и преступности.
Когда Сингапур при Ли Куан Ю семимильными шагами мчался к успеху и строил азиатскую Швейцарию, было не до сантиментов и размышлений. Приняв коллегиальное решение в узком кругу, сингапурское правительство делало это не совсем популярными решениями.
Третий пример становления экономики Южной Кореи через военную диктатуру и противостояние с северным соседом немного жестковат и его лучше рассмотреть самостоятельно. Даже при правлении гражданского президента Ли Мен Бака подход к развитию государства был корпоративный, как в частной компании.
Акцент в этих примерах не на жесткость принятия решений, а на их подчиненность развитию страны. Главное, если реформы затягиваются, они обречены на извращение и застой.
Государство как компания
Американский ученый и экономист Синтия Монтгомери предложила наглядный пример, как должна выглядеть стратегия.
Компания (в данном случае ТОО «Казахстан», которое хочет преобразоваться в АО «Казахстан») должна понять, какие три-пять основных приоритетов беспокоят акционеров, где эта компания себя видит в конце стратегического периода и какие виды вспомогательной деятельности для этого нужны.
Каждый вид вспомогательной деятельности – финансовой, кадровой, научной, производство — отдельно делится на такое же колесо и детально прорабатывается.
Никто не спорит, что такая сложная человеческая организация как государство сложнее, чем компания, однако при некотором отдалении можно найти сходство и применить корпоративные законы на стране. Тем более, что у Ли Мен Бака это вполне получилось. Он успешно применял законы бизнес-структуры как будучи мэром Сеула, так и президентом страны.
Давайте попробуем создать такое колесо для Казахстана, буквально широкими мазками.
Откуда такой бенчмарк? Потому что все стремятся покупать в Западной Европе недвижимость и вкладывать туда средства по трем простым причинам – там стабильное законодательство, низкая преступность и богатые люди.
И теперь после формирования такого видения (богатые люди, стабильное законодательство, низкая преступность) можно понять, какие важные вспомогательные функции должны превалировать.
Богатые люди – это экономика; стабильное законодательство – это понимающий Минюст, профессионалы в парламенте, справедливые суды. А низкая преступность – это профилактика, предупреждение, пресечение, то есть работа с молодежью, информационная работа в стране и умные силовые структуры.
Каждый из таких, можно сказать, лозунгов незамысловат, поэтому вне правительства должна быть структура, которая сможет декомпозировать понятие богатого человека до высоких доходов, растущей производительности, доступа к кредитным средствам для работы в Казахстане, инвестиционной привлекательности и других составляющих.
А уже правительство попробует увязать наши направления с индексами ОЭСР, ВТО и других приятных организаций. Однако индексы, показатели не должны замыливать нам глаза от основной цели. Если же правительству дать составлять видение и задачи, будьте уверены, что через год такой работы мы увидим невнятные быстроменяющиеся показатели, с десяток комитетов и комиссий, а также госпрограмму, которая тратит средства сильнее «Рухани Жангыру», ГПФИИР и «Сыбага» вместе взятых. Поэтому работа по целеполаганию должна вестись вне правительства.
В первой волне увольнений уходят те, кто откровенно вредил общественному делу. Это коррупционеры, вредители, глупые, ленивые.
Во второй волне увольнений уходят те, кто не достигает поставленных задач и в целом затягивает многие вопросы. Это включает и тех, кто не подписывает документы в сроки и в чьей сфере нет прогресса. И здесь не так важно, что такому чиновнику «не давали работать», важно, что при нем не было никаких достижений. На государственных постах есть десятки приятнейших людей, чья улыбка освещает кабинеты и сердца подчиненных, однако если это единственное достижение, стоит поставить дополнительные лампочки, а на его место взять специалиста.
Обычно вторая волна увольнений начинается через квартал после первой, чтобы безработные лица первой волны могли мотивировать уцелевших.
Третья волна увольнений – это те, кто обычно уходит сам после полугода работы в обновляющейся компании, так как не готовы к быстрым изменениям.
Такие волны всегда в первом полугодии и на протяжении всей работы компании. Также в три волны идут назначения и прием на работу, чтобы полностью не обновлять состав и не остаться без институционального опыта.
Подобные меры достаточно стрессовые и далеко не все могут их осуществить, а осторожные руководители всегда хотят немного затянуть процесс. Однако из практики реструктуризации работы компании затягивание необходимых изменений — верный путь к банкротству.
Такие же три волны идут в инвестиционных операциях работы компании. Сначала закрываются убыточные проекты. Затем те, которые уже долгое время не приносят достаточно прибыли. Следом идут не отвечающие стратегии развития фирмы. А запускаются проекты низкорисковые, низкоприбыльные, долгосрочные, после которых идут на старт краткосрочные и конъюнктурные.
В логистике, экономике, сельском хозяйстве, недропользовании, образовании и безопасности есть отработанные схемы по улучшению ситуации. Увы, нет никакого особого казахстанского пути, все это придумано до нас, остается лишь адаптировать.
В каждой сфере и отрасли у нас должно быть четкое видение: такое колесо, квадрат или другой многоугольник.
Пока готовилась эта статья, глава государства выступил с рядом инициатив, очень важными и своевременными. Однако у нас нет времени и нет ресурсов продолжать нынешний убыточный курс экономики и нет возможности проявлять слабость и сомнения.
Не хотел бы огорчать депутатов, но мне кажется, что сейчас не то время, чтобы парламенту уходить в отпуск. За два месяца ежедневной работы можно и нужно провести работу по обновлению большой части законодательной базы. После парламентских выборов можно и отдохнуть. Да и правительству можно повременить с отпуском. Если парламент и правительство не чувствуют этого, рискну напомнить, что тут, в регионах кризис ощущается достаточно сильно, а раны января еще не затянулись. Нам предстоит десять лет напряженной работы.
Подведение итогов
Подводя итоги, Расул Рысмамбетов кратко объяснил суть описанного.
- Нынешнее правительство не сможет решить вопросы перестройки экономики и регионального развития. Нельзя поднять себя за волосы и нельзя бюрократу войти в новый Казахстан, если налипло много старого Казахстана.
- Подойти надо через стратегию, постановку полугодовых показателей, чтобы можно было понять, менять исполнителей или нет.
- В свете растущей инфляции, продовольственного кризиса, перестройки мира на регионы и войны в непосредственной близости, времени у нас нет. Никакого отпуска парламенту и правительству. Акиматы, квазигоссектор, СПК — все должны поработать год без перерыва. Перерыв только на отпуск по болезни.
- Плюрализм мнений возможен только на моменте обсуждения. Во время change-management должна действовать диктатура реформ — один центр принятия решений и быстрая работа. Кто это будет не так важно, как то, что результаты изменений мы должны видеть через квартал. Это реалистичная постановка задачи. Если кто-то хочет годы на изменения, он не может работать быстро как нужно.
- Маленький, но важный пункт: отмена всех национальных проектов, потому что они просто заменили собой госпрограммы.