В открытых НПА появился проект поправок в приказ пятилетней давности с любопытными формулировками.
Публичные обсуждения документа заканчиваются 24 февраля. Что в нем примечательного?
Следствие ведут…
После поправок к приказу №505 от 27 июля 2017 года «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации»:
- пункт 2 главы 1 будет выглядеть следующим образом: «Единственной целью расследования авиационного происшествия или инцидента является предотвращение авиационных происшествий и инцидентов в будущем. Целью этой деятельности не является установление доли чьей-либо вины или ответственности» (до поправок целей расследования было несколько)
- появляется пункт 27-1 в параграфе 2 главы 2: «При расследовании авиационных происшествий с человеческими жертвами, полномочным органом по расследованию проведение расследования делегируется полностью или частично в МАК. При этом МАК проводит расследование авиационного происшествия с человеческими жертвами на основе национального законодательства, а полномочный орган по расследованию назначает своего уполномоченного представителя для участия в расследовании»
Что это означает на языке обывателя?
На первый взгляд кажется, будто Министерство индустрии и инфраструктурного развития, корректируя цели расследования авиапроисшествий с участием эксплуатантов, которым само же и дает разрешения на полеты, заранее открещивается от поиска виноватых в случае трагедий на воздушном транспорте.
На самом же деле поправка приводит наши внутренние казахстанские правила расследования в соответствие с Конвенцией о Международной организации гражданской авиации (Конвенция ИКАО), к которой Казахстан присоединился
Ни один международный документ не преследует целью расследований установление виновных в авиаинцидентах. В том числе до появления окончательного отчета не допускается вмешательство правоохранительных органов. Поэтому в авиации и принято говорить, что ее правила написаны кровью.
В Казахстане до этой ключевой поправки органы полиции и прокуратуры, ведущие уголовные дела по факту авиапроисшествий, вмешивались в ход расследования спецкомиссиями, хотя достаточных навыков для этого не имеют.
Конфликт интересов
Что еще важно подчеркнуть?
Что Казахстан де-факто не устранил конфликт интересов, который присутствует что в самом приказе от 2017 года, что в свежих поправках, которые вот-вот будут приняты
«Комиссия по расследованию авиационного происшествия или инцидента должна руководствоваться принципами объективности и беспристрастности при проводимом расследовании. В целях независимости расследования комиссия по расследованию авиационного происшествия или инцидента формируется с учетом исключения конфликта интересов», — говорится в приказе.
Но и комитет гражданской авиации, под контролем которого находятся эксплуатанты воздушных судов, и департамент по расследованию транспортных происшествий и инцидентов на транспорте, который собирает комиссию в случае ЧП, подчиняются одному госоргану — Министерству индустрии и инфраструктурного развития. Авиаторы уже много лет поднимают вопрос о том, что департамент следует либо перевести в подчинение МЧС, либо сделать самостоятельной ведомственной единицей, либо сделать его подотчетным непосредственно премьер-министру.
Может быть как раз по этой причине в поправках к приказу о правилах расследования и появился новый пункт 27-1, который делегирует расследование авиакатастроф Межгосударственному авиационному комитету со штаб-квартирой в Москве полностью или частично.
Второй причиной, по которой принято такое решение, может быть отсутствие в Казахстане сильных специалистов, способных качественно и объективно расследовать авиакатастрофы
Критики и обвинений в адрес местных авиационных властей в некомпетентности и предвзятости было немало — отрасль узкая, нарабатывать опыт в ней особо негде. Поэтому даже спустя три года после смертельного крушения в аэропорту Алматы самолета Bek Air и суда над чиновниками, прямо и косвенно виноватыми в появлении вблизи аэропорта того злополучного дома, в который врезался самолет, остаются вопросы.