Предприниматели все чаще открывают онлайн-платформы, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. Хотя интернет-магазины и дают новые возможности как для продавца, так и для покупателя, следует помнить, что есть и обратная сторона. Это связано с тем, что мошенников, которые ищут своих жертв в интернет-пространстве, становится все больше.
Согласно исследованию Juniper Research, к 2026 году ущерб от интернет-мошенничества достигнет 206 миллиардов долларов в год. А статистика Казахстана показывает, что за шесть месяцев 2022 года общий ущерб от действий мошенников составил около 15 миллиардов тенге.
Как предприниматель может защитить от них свой бизнес? Как действовать, если вы все же попались на эту удочку? Корреспондент Stan.kz постарался найти ответы на эти вопросы.
Жертвами мошенничества может стать как покупатель, так и продавец. Атаки на бизнес могут негативно сказаться на имидже магазина или владельца бизнеса. При этом под угрозой также оказываются персональные данные клиентов и компании. По словам правоохранителей, мошенники часто работают из-за границы, а потому найти их и тем более добиться возмещения убытков сложно. Правоохранительным органам остается только постоянно призывать граждан к бдительности.
Те, кто ведет онлайн-бизнес, могут отличить мошенников по нескольким признакам. Эксперты говорят, что для этого стоит обратить внимание на электронную почту заказчика. Кроме того, желательно сверять адрес, указанный для доставки товара, и адрес счета-фактуры.
Что делать предпринимателям? Консультация юриста
Адвокат Альбина Бахтияркызы говорит, что мошенники используют различные методы, чтобы заманить предпринимателей в ловушку. Один из них – взлом корпоративной почты, где есть данные всех клиентов.
Высока вероятность кражи личных данных и банковских счетов через коллективную почту, которой часто пользуются предприниматели. Еще один метод называется «фишинг», он означает, что мошенники могут открыть в социальных сетях другой бизнес, напоминающий название вашей компании. Иногда мы видим два разных сайта с одинаковым названием. Таким образом, используя название компании, они принимают оплату и обманывают людей,
Подозрение должна вызвать и попытка покупателя или новоявленного партнера выяснить личные данные предпринимателя. Осторожность следует проявить при приеме платежей, особенно если покупатель предлагает оплатить товар другим способом, а не теми, что предлагает магазин. И естественно, нужно учитывать человеческий фактор.
Важно проверять нового специалиста перед приемом на работу. Узнать, есть ли у этого человека судимость или нет. Необходимо изучить характеристики с предыдущего места работы,
предупреждает Альбина Бахтияркызы.
Юрист подчеркивает, что чаще всего атакам мошенников подвергаются индивидуальные предприниматели. Однако нередки случаи мошенничества, когда договор заключается и между юридическими лицами. Поэтому при появлении нового партнера не лишним будет внимательно проверить его, обращая внимание на стаж работы, юридический и физический адреса.