Как пишет Stan.kz, две из девяти промышленных зон в Туркестанской области, которые должны были способствовать развитию экономики региона, полностью бездействуют.
Строительство индустриальной зоны «Шаян» в Байдибекском районе начали в 2014 году. На проект из бюджета выделили 343 млн тенге. Промзона в Тюлькубасском районе, построенная в 2016, обошлась казне в 537 млн. И в этих двух зонах, призванных развивать экономику региона и тем самым повышая благосостояние населения, до сих пор не работает ни одного предприятия.
Очаги предпринимательства активно строились в регионе в 2014-2015 годах. На эти цели из казны государства были потрачены миллиарды. Однако малый и средний бизнес не спешит пользоваться льготами и услугами девяти индустриальных зон.
Все зоны имеют недостатки. Где-то нет канализации, где-то не построены дороги. Есть проблемы с электричеством, ограждением, газом, железной дорогой. Например, не приняли в эксплуатацию индустриальную зону «Шаян». Причинами стали неработоспособность подстанции и отсутствие инженерных сетей,
говорит руководитель отдела «Сопровождения проектов» Палаты предпринимателей Туркестанской области Ербол Ауелбеков.
По его словам, среди других проблем, которые не позволяют предпринимателям начинать строительство предприятий, отсутствие исполнительной документации, технических паспортов и государственных актов на построенные объекты инженерной инфраструктуры.
В индустриальной зоне «Шаян», которая стала пастбищем для скота, ранее было похищено оборудование мини-электростанции стоимостью около 20 млн тенге.
Неблагополучная ситуация и в индустриальной зоне Туркестана, площадь которой составляет более 30 гектаров. Один из первых, кто пришел сюда и начал свое дело, был предприниматель Камал Юлдашев, занимающийся производством мебели. По его словам, здесь тоже проблема в некачественном строительстве: территория не огорожена, часто выходят из строя линии электропередач. Железная дорога, построенная за большие деньги, не функционирует.
На железнодорожных линиях нет системы, пути не соединяются друг с другом, рельсы установлены неправильно. По этому вопросу мы два года назад направили несколько писем на имя акима города, но никаких мер не принимается,
сказал Юлдашев.
Стоит отметить, что для запуска железнодорожной сети в прошлом году было выделено 38 млн тенге. Чиновники отчитались о ремонте одного километра пути, однако дорога так и не заработала. Предприниматели лишены возможности подвозить сырье и вывозить продукцию.
Сложившуюся ситуацию прокомментировал заместитель генерального директора ТОО «Управляющая компания индустриальными зонами Turkistan» Руслан Жумашбеков.
Строительство индустриальных зон в Шаяне и Тюлькубасе не завершено. В связи с этим в них на сегодняшний день не размещено ни одного проекта. Строительство инфраструктурных сетей в индустриальной зоне «Шаян» планируется завершить к концу текущего года. С помощью проекта ТОО Teksan Maden будет создано около 50 рабочих мест.
В Тюлькубасской индустриальной зоне построены внешние инфраструктурные сети, но нет внутренней инфраструктуры, так как ранее не были разработаны проектные документы. Пока инвесторов, заинтересованных в этой промзоне, нет. На приведение в порядок железной дороги в индустриальной зоне Туркестана, построенной в 2014 году, необходимо порядка 80 млн тенге. В настоящее время железная дорога изношена, некоторые детали похищены.
Чтобы не запрашивать дополнительные средства из бюджета, мы планируем поручить подрядной компании, которая будет вести строительство, восстановить железнодорожную сеть в соответствии с территорией, добавил чиновник.
Официальные лица, ответственные за развитие региональной индустрии, заверили, что сейчас привлекаются инвестиции, направленные на максимальное развитие индустриальных зон.