Наибольшее количество недовольств в соцсетях было зафиксировано в сегменте государственного управления, протестных настроений и секторе безопасности.
Аналитическая компания ALEM RESEARCH представила обзор факторов социального напряжения, которые преобладали в социальных сетях в период с 1 июня по 25 августа 2022.
Сахар и дизель
Аналитики отмечают, что летом информационное поле страны формировалось через призму ухудшения экономического состояния населения вследствие высокого уровня инфляции.
Повышение цен на социально значимые товары, снижение реальных доходов, неэффективная социально-экономическая политика государственных органов становятся одними из главных потенциальных факторов, которые могут привести к социальному взрыву,
говорится в обзоре ALEM RESEARCH.
В топ регионов, активно выражающих свою гражданскую позицию, вошли Алматы, Нур-Султан, Атырауская, Алматинская, Туркестанская области.
Как отмечают аналитики, неутешительные прогнозы экспертов (рост цен в два раза осенью 2022 года) и представителей государственных органов провоцируют рост потенциальных протестных настроений. Отдельные группы пользователей социальных сетей заявляют о «готовности пойти на крайние меры» в случае отсутствия улучшений экономической ситуации в стране.
Одной из наиболее заметных линий недовольства выступила цена на сахар. В стране зафиксировано резкое возрастание спроса, вследствие чего во многих магазинах выстроились очереди и опустели полки. Сахар с начала года подорожал на 61%, и дальнейший рост цен может спровоцировать большой всплеск недовольства среди населения.
Следующим фактором недовольства является ситуация на отечественном топливном рынке — в частности, дефицит дизельного топлива. Правительством был введен дифференцированный тариф на дизельное топливо (более высокие цены для иностранных граждан, более низкие – для граждан РК). По новым правилам легковые автомобили можно заправить не больше чем на 100 литров в день, автобусы и большегрузы – на 300 литров в день.
Что думает Казнет…
Пользователи социальных сетей по-разному объясняли для себя сложившуюся ситуацию:
- монополисты, олигархи и государство спекулируют на цене для извлечения сверхприбылей
- государство не развивает нефтеперерабатывающую промышленность
- государство не может справиться с коррупцией в сфере энергетики
- государство не может справиться с монополистами и олигархами
- государство не может контролировать границу, через которую «утекает» дизельное топливо
В восприятии соцсетей ситуация с топливом стала продолжением ситуации с сахаром и инфляции в целом. Выражается скепсис по отношению к способности властей контролировать рост цен. Наблюдаются призывы
- к отставке правительства (премьер-министра, министра энергетики и кабмина в целом)
- к выходу из ЕАЭС
Пенсия и возраст
Перманентной линией обсуждения последних нескольких месяцев остается тема необходимости снижения пенсионного возраста для женщин. Развитию темы способствовало предложение депутатов Сената по сокращению пенсионного возраста для женщин.
Как заявила министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова, снижение пенсионного возраста приведет к уменьшению размера пенсии. Тем не менее инициативные группы продолжают требовать снижения пенсионного возраста до 58 лет. При сохранении статус-кво, в 2027 году женщины начнут выходить на пенсию наравне с мужчинами в 63 года.
Вопросы пенсионного обеспечения приобрели особую остроту. Основные проблемы, которые обсуждаются в Сети:
- неэффективность деятельности накопительных пенсионных фондов
- алогичность отечественной методики начисления пенсий
- несопоставимость пенсий с реальной стоимостью потребительской корзины и прожиточным минимумом
Эмоционально обсуждались вопросы средней продолжительности жизни и ее качества в сравнении с аналогичными показателями в развитых странах. При наличии разноплановых оценок большинство обозревателей пришли к выводу об антисоциальной направленности государственной социальной политики.
Что Казнет хочет от власти
Другими проявлениями недовольства социально-экономической политикой государства стали:
- многочисленные забастовки трудовых коллективов с требованием увеличения заработной платы, особенно сотрудников нефтегазовых компаний в западных регионах
- продолжительная акция протеста безработных в Жанаозене, требующих трудоустройства в нефтяной компании
- жалобы родителей в преддверии начала учебного года, указывающих на дороговизну покупки товаров, необходимых школьникам (канцтовары, школьная форма и пр.)
- боязнь вторичных экономических санкций в связи со сложной геополитической обстановкой
- протесты фермеров и иных сельхозпроизводителей (чаще всего связанные с нарушениями земельного законодательства и/или дефицитом топлива) воспринимаются как одна из причин удорожания продуктов питания
- мониторинг неэффективных трат государственного бюджета. Активисты предают огласке те или иные подозрительные лоты госзакупок
- традиционное недовольство фактами коррупционных правонарушений, совершенных госслужащими.
Резюмируя, ключевыми требованиями и запросами общественности в сфере государственного управления являются:
- повышение уровня благосостояния населения
- системная реформа социально-экономической политики государства
- более эффективная поддержка социально уязвимых слоев населения
- повышение эффективности госаппарата
- демонополизация экономики и борьба с коррупцией
Триггеры недовольства в сфере безопасности
В сфере безопасности по количеству жалоб и вовлеченности выделяются два проблемных узла, которые имеют потенциал вызвать общественное недовольство: преступления против половой неприкосновенности и череда смертей в военных ведомствах.
Большое количество негативных инфоповодов в данной сфере, инфляция и негативный внешний фон вызывают обострение чувства безопасности и как следствие рост ксенофобии.
Информационное поле страны давно показывает высокую вовлеченность при появлении инфоповодов, связанных с преступлениями против половой неприкосновенности. В этом вопросе безусловным тренд-сеттером является фонд «НЕмолчи». Информация, опубликованная на Instagram-странице фонда, быстро разлетается по Казнету и подхватывается средствами массовой информации.
Поднимаемые обществом вопросы в указанном периоде не отличаются от ранее обсуждаемых требований в борьбе с этой проблемой:
- ужесточение наказаний
- активная превентивная работа правоохранительных органов
- обучение сотрудников правоохранительных органов коммуникации с жертвами насилия
В то же время изнасилование 15-летней школьницы в Алматинской области показывает, что национальная принадлежность жертвы и насильника может спровоцировать акты самосуда и рост протестных настроений.
Минобороны под прицелом
В августе зафиксировано четыре резонансных инфоповода (Алматинская, Жамбылская, Атырауская области) о смерти военнослужащих и один инфоповод о домогательстве на службе. Случаи смертей объединяет то, что все они произошли в Национальной гвардии или Пограничной службе, а не в частях Минобороны. Однако критика пользователей направлена напрямую против офицерского состава и руководства Министерства обороны РК.
От министра Руслана Жаксылыкова требуют публичного признания проблем и системных предложений по их решению. Пользователи выделяют следующие системные проблемы:
- халатность и непрофессионализм офицерского состава
- низкий морально-этический уровень офицерского состава
- отсутствие воли руководства МО РК к принятию адекватных ситуации мер
- коррупция
- общий беспорядок в вооруженных силах
Наблюдается ощутимый репутационный урон идее защиты государства, понижение престижа службы, поднимаются вопросы реальной боеспособности вооруженных сил. Звучат многочисленные призывы отказываться отправлять своих детей в армию в случае призыва. Проблемы в армии накладываются на тревожные настроения, связанные с украино-российским конфликтом.
Синдром скудности
Официальные сообщения от военных очень краткие и малоинформативные, что оставляет простор для спекуляций при обсуждении. К примеру, такое сообщение представили после смерти военнослужащего в Павлодаре:
«12 июня 2022 года в 19.15 часов военнослужащий контрактной службы, старший сержант А. Турсымбаев во время плановых работ в парке воинской части 5512 (г. Павлодар) при подкачке шины получил травму головы, несовместимую с жизнью».
При этом выделяются три основные группы критиков:
1. Казахскоязычные женщины, беспокоящиеся о судьбе своих детей призывного возраста
2. Казахскоязычные национал-патриоты, беспокоящиеся об обороноспособности страны на фоне гипотетических угроз со стороны соседних государств
3. Лидеры общественного мнения и образованный политизированный класс, формирующий повестку о необходимости глубокой реформы оборонного ведомства
Критическая в восприятии общественности ситуация несет риски консолидации указанных групп и усилении давления на политические власти страны с требованиями немедленных реформ. Можно констатировать, что в обществе кристаллизировались требования о реформе, которые ждут институционального оформления. Кадровые решения в данном случае будут восприняты обществом как способ «убежать» от ответственности.
В образовании не все спокойно
Замер данных демонстрирует высокий уровень вовлеченности гражданского общества в обсуждение системных проблемных узлов также в сфере образования. Накануне предстоящего учебного года традиционно актуализируется обсуждение образовательной системы среди широкого круга общественности. Системные проблемы недостаточной эффективности системы образования можно свести к следующим факторам:
- инертность системы управления, отсутствие стратегического планирования отрасли и системы измерителей результатов
- проблема более широкого доступа к информации по качественным характеристикам системы высшего образования для таких категорий пользователей образовательных услуг, как студенты, родители, работодатели
- невысокая эффективность реализации государственной политики в области образования на вертикальном и горизонтальном уровнях
- отсутствие разработанной системы критериев, позволяющих определить эффективность или неэффективность системы образования
- забюрократизированность системы, которая привела к равнодушному восприятию указов, а следовательно и к их формальному исполнению
- действующая система мониторинга сводится лишь к административному контролю за ходом выполнения принятых решений
- развитие коррупции в системе образования
- крайне важной остается проблема качества преподавания в учебных заведениях на казахском языке. Остро стоит необходимость в улучшении подготовки национальных кадров, повышения уровня учебно-методических материалов на казахском языке
Все вышеперечисленные проблемы могут стать одним из потенциальных факторов, которые могут тормозить процесс дальнейшего социально-экономического развития страны и препятствовать повышению ее конкурентоспособности на международной арене.
Анализируемый период отмечен увеличением активности гражданского общества, которая была основана на проблемах обеспечения безопасности в сфере образования:
- факты рукоприкладства и летальных исходов среди детей несовершеннолетнего возраста в стенах дошкольных, школьных учреждений и вузов
- нехватка количества и аварийное (предаварийное) состояние многих школ в сельской местности
- жалобы на работу частных детских садов (отсутствие должного контроля по обеспечению качества ухода за детьми, халатное отношение сотрудников и факты избиения)
в институционально-правовой сфере:
- недовольство сообщества учителей решением Министерства просвещения не разделять классы на группы по предмету «Физическая культура», «Русский язык и литература» в Мангистауской области
- митинги против лицензирования детских садов (предприниматели Казахстанской Ассоциации непрерывного образования начали сбор подписей для проведения митингов против лицензирования детских садов)
- неопределенная ситуация вокруг программы Artsport, финансирование которой прекращено во всех регионах страны
- системные факты хищения бюджетных средств сотрудниками детских домов и домов престарелых
- недовольство предложением о продлении учебного года
- 19,6-тысячный дефицит ученических мест в школах Алматы
- недовольство родителей учеников, сдавших вступительные экзамены в 7-е классы НИШ распределением грантов
- рост цен на школьную форму и канцелярские товары перед началом очередного учебного года
в идеологической сфере:
- петиция с требованием внести изменения в приказ о запрете пропаганды нетрадиционных ценностей в школах
- петиция за разрешение ношения платков в школах
Общие выводы
Среди базовых проблем в экономической сфере на сегодняшний день можно отметить отсутствие эффективной системы стратегического планирования экономики на всех уровнях и целостного подхода к управлению социально-экономическим развитием страны.
Расхождения в цифрах и речи чиновников о возможном росте экономики воспринимаются общественностью крайне негативно и болезненно. Остро выделяется проблема оперативности распределения и передачи финансовых средств, необходимость введения принципов бесплатности и безвозвратности при финансировании социальных проектов.
Вероятными «линиями атак» дальнейшей критики государственного аппарата может выступить в первую очередь программа действий правительства РК на 2022 год. «Болевыми точками» здесь являются невыполнение ряда прошлых экономических программ Министерством национальной экономики.
В политической сфере критикуется недостаточность охвата всей политической системы — в частности, партийного строительства и развития парламента. Отмечается проблема затянутости формирования системы местного самоуправления, поверхностность (формальность) изменений в избирательной системе. Вероятными «линиями атак» может стать отсутствие конкретных преобразований в политической системе.
К системным проблемам политической сферы можно отнести:
- недостаточную эффективность коммуникаций между различными уровнями власти и отдельными органами
- отсутствие четкого механизма взаимодействий государственных структур
- низкую оперативность исполнения задач и, соответственно, низкую результативность
- некачественный менеджмент, управляющий ключевыми процессами
- недостаточный уровень качества кадров
- отсутствие персональной и коллективной ответственности за реализацию принятых решений
- проблему уровня качества решений в конкретных ситуациях
- определенное сопротивление изменениям, внедряемых на более высоких уровнях
- нецелевое использование бюджетных средств и недостаточную оперативность в их передаче и использовании
- отсутствие дисциплинарных взысканий за допущенные ошибки и просчеты в реализации
Динамика реализации государственных инициатив, «спускаясь вниз» по вертикали государственного управления, зачастую может снижаться, что говорит о недостаточно высоком уровне системы контроля.
Рекомендации аналитиков
В целях повышения эффективности исполнения задач социального развития целесообразно принять во внимание следующие предложения и рекомендации.
Системные решения:
- Повышение качества менеджмента, а также уровня квалификации управленцев на микроуровне
- Разработка индикаторов эффективности качества реализации задач, а также выстраивание системы отчетности по единым стандартам
- Внедрение системы транспарентности в механизмах реализации государственных программ, а также введение прозрачности в систему распределения и расходования бюджетных средств.
Процедурно-функциональные решения:
- Осуществление совместно с лидерами общественного мнения, творческой интеллигенцией и субъектами гражданского общества оптимизации системы ценностей среди сотрудников органов и структур, задействованных в выполнении задач на местах
- Снижение бюрократических преград для бизнеса при осуществлении коммуникаций между различными органами, а также исключение из «цепочек исполнителей» органов и институтов, степень влияния которых на конечный результат несущественна
- Преодоление сопротивления на местах изменениям, внедряемых на макроуровне
- Установление ответственности за качество принимаемых решений на местах, а также за несоблюдение сроков реализации задач
Для нивелирования роста протестных настроений необходимо совершенствование системы государственного административного управления. Этот процесс, как показывает зарубежный опыт, не является задачей временного характера и требует проведения работы на постоянной и системной основе.
В этой связи
При этом необходимо внедрять в систему государственного управления принципы конкуренции. Особое внимание следует уделять финансовому менеджменту в государственной сфере. Совершенствование должно быть нацелено на изменение характера и стиля управленческой деятельности, повышение заинтересованности государственных служащих и структур в выполнении своей работы, повышение значимости оценки деятельности государственных организаций. Необходимо формирование новых механизмов политической, административной и финансовой транспарентности и подотчетности.