Сегодня перед правительством стоит несколько задач, на которые надеется и в которые верит страна. Одна из них – увеличить Национальный фонд до 100 миллиардов долларов к 2030 году. Однако уже есть обоснованные сомнения, что оно справится с этой задачей, пишет Жас Алаш.
Комплексный план правительства и Нацбанка по увеличению доходов в фонд, наверное, очень хорош. Уже есть проект концепции «Управление активами Национального фонда» до 2030 года. Но учитывая беспрецедентные потери Нацфонда в прошлом году, сложно надеяться, что комплексный план реален.
В 2022 году Национальный фонд потерял 1,4 трлн тенге. Уже тогда эксперты назвали это «настоящим позором». Сейчас в фонде всего 58,4 млрд долларов. То есть чтобы достичь суммы в 100 млрд, правительству за семь лет необходимо увеличить его активы на 70%, а это 42 млрд долларов.
Если учесть сложную геополитическую ситуацию в мире, а также что цена на нефть уже долгое время не может подняться выше 80 долларов за баррель, возникает закономерный вопрос: возможно ли удвоение активов Нацфонда в ближайшее время? При этом неизбежно вспоминается, что в 2008 году, когда нефть стоила 143-144 доллара за баррель, активы Нацфонда росли очень медленно.
Только в 2014 году его резервы достигли наивысшего уровня за всю историю, составив 77,2 млрд. Однако гарантированные и целевые трансферты для покрытия дефицита бюджета, финансирование госпрограмм и национальных проектов не позволили фонду расти и далее.
Например, ежегодно из Национального фонда изымается гарантированный трансферт на покрытие дефицита республиканского бюджета.
- в 2020 году его сумма составила 4,7 трлн тенге
- в 2021 – 2,7 трлн
- в 2022 – 4,03 трлн
Если мы хотим пополнить наш фонд, следует изменить подходы к расходованию его средств,
говорит экономист-ученый Ильяс Исаев.
По словам эксперта, достичь уровня в 100 млрд за семь лет вполне возможно, но только если полностью пересмотреть и систематизировать работу Национального фонда.
Нацфонд любой страны получает доход прежде всего за счет инвестиций в государственные ценные бумаги развитых стран. Например, Китай вложил один триллион долларов из своего фонда национального благосостояния в гособлигации США. Деньги Национального фонда Казахстана тоже инвестируются в государственные ценные бумаги США, Великобритании, Японии и Германии, то есть экономики развитых и стабильных стран. То есть и инвестиционный доход должен быть стабильно высоким, но почему мы этого не наблюдаем?
Если бы мы не разбазаривали Нацфонд, страна бы уже видела результат. Мы же передали его средства в частные банки, и это было большой ошибкой. Увеличение капитала частных банков за счет государства — такого в истории никогда не было. Поэтому у нас и проблемы с ростом активов,
говорит Исаев.
В мире есть примеры, когда страны, не обладающие такой большой территорией и богатыми ресурсами, как у нас, прекрасно развиваются. Возьмем, к примеру, Нидерланды. Экономика этого небольшого государства занимает 18-е место в мире. Рост ВВП — 4%. Инфляция — в среднем 2-2,6% в год. Национальный фонд Нидерландов ежегодно пополняется и является примером для всего мира. И Национальный, и Пенсионный фонды Норвегии (нефтедобывающей страны, как и Казахстан) работают только на прибыль, и средства для покрытия расходов правительства из них не изымаются.
Евреи создали государство благодаря Национальному фонду, созданному на пятом сионистском конгрессе в 1901 году, купили землю в Палестине и основали еврейские деревни. Во времена становления фонда он пополнялся за счет населения, а сейчас, наоборот, работает на благо народа.
А что же мы?! Деньги Нацфонда мы «собирали ложкой и выливали ведром». С 2000 года он спасал Казахстан от многих финансово-экономических кризисов. Теперь, начиная со следующего года, правительство запустит проект «Национальный фонд помощи детям». Но несмотря на все заверения правительства, мы пока не увидели ничего хорошего от Нацфонда, а потому возникают сомнения, получат ли что-то от него наши дети.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции и публикуются с целью повышения информированности наших читателей.