Сложно назвать продукцию, которую экспортировала бы Северная Корея. И дело не в развитии технологии. Санкции, банальные санкции, введенные против КНДР почти всем миром, вычеркивают ее из списка игроков мирового рынка.
Страна десятилетиями живет в экономической изоляции, но все же производит кое-что, пользующееся большим спросом в определенных регионах планеты…
Это огромные памятники диктаторам, вождям и просто государственным деятелям, выпускавшиеся под брендом «Мансудэ».

Студия «Мансудэ» одно из самых старых предприятий в КНДР. Создано оно было в 1959 году (спустя 11 лет после образования этого государства) по личному указанию Ким Ир Сена, который был большим любителем искусства и не жалел ничего (и никого) для его развития.
С названием мудрить не стали — студию назвали в честь района Пхеньяна, где она и располагалась. За годы работы «Мансудэ» создала огромное количество монументов, посвященных в основном политическим лидерам и «отцам народов».

Но продукция северокорейских скульпторов пользовалась большим спросом не только на родине. Большими ценителями грандиозных монументов оказались лидеры и других стран.
Больше всего мастерам «Мансудэ» были рады в странах Африки. Исполинские работы скульпторов из Пхеньяна можно встретить в 15 странах Черного континента.
Для страны, со всех сторон огороженной санкциями и эмбарго, миллионы долларов, которые приносила студия, были совсем не лишними. Экспорт памятников продолжался до 2016 года, пока после очередного испытания ядерной ракеты ООН не ввела очередной пакет санкций. Среди всего прочего КНДР запрещалось продавать и возводить за рубежом объекты монументального искусства.
Устройство «студии«
Услышав слово «студия», представляешь себе просторное светлое помещение с высокими потолками, охваченное творческим беспорядком и пропитанное вдохновением…
Но вот только «Мансудэ» ничего общего с этим не имеет. Сейчас это огромное предприятие общей площадью 120 тыс. квадратных метров. На нем работают четыре тысячи сотрудников, разделенных по 14 отделам. И каждый из них занимается своим делом: скульптурой, живописью, гравюрой, керамикой.

Нужно отметить, что качество продукции, производимой «Мансудэ», всегда было отменным. Впрочем, находились и критики, но об этом ниже. Представитель студии за рубежом, итальянец Пьер-Луиджи Чечиони, рассказал в одном из интервью, как выглядит «Мансудэ».
По его словам, это большой комплекс, напоминающий американский университетский кампус. Там есть стадион, детская комната и много других объектов, необходимых для жизни. Вот только люди там не живут, а работают.
Имидж — это все
Для Северной Кореи фабрика более полувека была не только источником получения денег. «Мансудэ» — важный инструмент для создания имиджа страны.
Кроме фигур честолюбивых политиков студия выполнила немало и серьезных заказов. К примеру, у нее заказали копию Фонтана сказок, некогда украшавшего Франкфурт-на-Майне.

Фонтан был создан в 1910 году, но в годы Второй мировой его расплавили для нужд военно-промышленного комплекса. Остались лишь фотографии, по которым мастера из студии и воссоздали шедевр. Теперь его снова можно увидеть на старом месте, возле Франкфуртской оперы.


Для Benetto специалисты из «Мансудэ» создали огромную вышивку в виде карты мира. Теперь она украшает главный офис компании. В Камбодже корейцы возвели уникальный музей-панораму, который обошелся стране в 24 миллиона долларов. Художники из Пхеньяна регулярно пишут огромные картины для всевозможных выставок, проходящих в Китае.
Экспорт в Африку
Лидеры африканских стран, как говорилось выше, были самыми большими опклонниками «Мансудэ». Но фантазией у этих ребят дела обстоят… так себе. Местные лидеры заказывали гигантские фигуры себя любимых, исторических и/или мифических персонажей, внешне опять же похожих на себя.

Проекты реализовывались через секретные тендеры, поэтому об африканском бизнесе Пхеньяна в мире почти не знали. Тем не менее эти полулегальные сделки принесли «Мансудэ» за время существования более 260 млн долларов прибыли. Солидные деньги, так сказать.
Начался этот бизнес в начале 80-х, когда КНДР еще не страдала от санкций, а Китай и СССР активно помогали собрату по соцлагерю. Тогда страна Чучхе могла позволить себе делать щедрые дары. Одним из таких стал изготовленный для Эфиопии монумент «Наша борьба». Он был посвящен эфиопским и кубинским бойцам, отвоевавшим в конце 70-х у соседнего Сомали регион Огаден.

Подарок КНДР не остался незамеченным и вскоре у ребят из «Мансудэ» появилось много работы. Самые бедные страны Африки будто соревновались, кто закажет самый большой и дорогой монумент.
Пожалуй самым масштабным, дорогим и известным творением скульпторов из КНДР стал монумент «Возрождение Африки» в Дакаре, столице Сенегала.
Торжественное открытие памятника состоялось в 2010 году, в 50-ю годовщину независимости африканского государства. Сенегалу он обошелся в 27 млн долларов. Такие траты средств вызвали в беднейшей стране Африки сильные возмущения населения, но что они значат по сравнению с великолепием композиции…

Монумент представляет собой фигуры отца, матери и ребенка. В высоту он достигает 49 метров, а значит выше статуи Свободы в Нью-Йорке и Иисуса Искупителя в Рио-де-Жанейро. Сенегальский президент Абдулай Вад заявил, что фигуры олицетворяют исход народов континента от мракобесия и темноты к свету и процветанию.
Подозрительные лица
Продукция студии казалась безупречной… но у заказчиков бывали замечания. Тот же лидер Сенегала Абдулай Вад заметил, что компания из КНДР придает лицам азиатские черты. Ему даже пришлось вмешаться в рабочий процесс после презентации макета. По требованию Вада лица семьи, выходящей к свету, сделали более африканскими. Хотя что-то корейское во внешности так и осталось.

И подобные замечания команда из Пхеньяна получала не раз. А все потому, что у себя на родине мастера никогда не видели других лиц, кроме корейских. Дома они создавали только фигуры своих вождей и членов их семей. Перестроиться было нелегко.
За деятельностью «Мансудэ» за рубежом пристально следили несколько разведок разных стран и представители ООН. У них были некоторые основания подозревать студию в обороте оружия. Вероятно, компания использовала свои офисы в странах Африки и Азии для заключения запретных, но крайне выгодных сделок.
Однако доказать торговлю оружием не удалось. Зато в Намибии специалистов «Мансудэ» поймали на строительстве объектов военного назначения. Инженеры и рабочие, приехавшие заниматься монументами, по факту строили укрепления, бункеры и фабрику боеприпасов. Вполне возможно, что деньги, заработанные студией, подпитывали ядерную программу КНДР.
Монументы вне закона
После принятия в 2016 году Советом Безопасности ООН новых санкций покупать памятники и даже просто картины у «Мансудэ» запретили. Были заморожены даже уже заключенные компанией сделки. Это должно было остановить приток валютных средств в казну КНДР.

Но запрет на деятельность не мешает «Мансудэ» вести свой прибыльный бизнес. Теперь студия работает через подставные компании и ее название нигде не фигурирует. Нелегально изготовленные и смонтированные вожди регулярно появляются в разных уголках планеты, а нищие африканские страны, как и прежде, остаются постоянными клиентами мастеров монументального искусства из КНДР…