Кажется, никто из кандидатов в депутаты Мажилиса не понимает, что их избирателей волнуют не вопросы геополитики, а тарифы на комуслуги и нехватка мест в детских садах. То есть реальная жизнь, которую по идее депутаты должны улучшать.
Известный политолог Данияр Ашимбаев на своем телеграм-канале критически прошелся по общему характеру предвыборных программ кандидатов. Дословно:
Людей волнуют реальные вопросы, а не ономастика
Во-первых, некоторые
кандидаты и партии очень уж озабочены вопросами национально-государственного развития, проблемами языка, ономастики, геополитики и т. д.
Явно никто не изучал общественное мнение ни в стране, ни в своих округах. Население намного больше озабочено вопросами социальными, экономическими и коммунальными.
Об этом уже не раз говорилось, но все равно немалая масса людей, считающих себя политиками, считает, что казахов (численность которых растет) такие «низменные» вопросы волновать не должны; им, мол, подавай культуру, традиции, язык, национальную идею и т. д.
Но это не так:
у живых людей есть свои приоритеты — рост цен и тарифов, нехватка мест в детсадах и школах, состояние коммунальных сетей,
транспортные проблемы, дороговизна и недоступность здравоохранения, низкие доходы, преступность, загрязнение воздуха и нехватка воды.
Предпринимателей интересует вопросы налогообложения, меры господдержки, доступное кредитование. И людям хотелось бы услышать ответы на эти вопрос — во-первых, во-вторых и в-третьих. А вот потом можно и поговорить про традиции и «борьбу со Старым Казахстаном».
Лайки в интернете – еще не популярность
Другой проблемой, которая явно не доходит до массы кандидатов, является то, что многие из них делают упор на те или иные заслуги в прошлом или известность в социальных сетях. Появляются уже некие рейтинги, по которым выстраиваются «заслуженные» и «авторитетные» политики.
Политики измеряют свою популярность по количеству подписчиков и лайков, а этот показатель, во-первых, сходу нужно делить надвое, а во-вторых, аудитория соцсетей не находится в корреляции с границами избирательного округа. Многие считают себя политиками национального уровня, но это отнюдь не так. Не забудем и о том, что фактор известности — двоякий: кто-то считает себя самым популярным в своей категории, а население знает его как героя коррупционного или криминального скандала. И к этому, оказывается, мало кто готов.