Ученики четвертого класса города Атырау жалуются на «дедовщину» в одной из школ. Агрессорами, по их словам, выступают старшеклассники.
Они устраивают денежные поборы, а в наказание за непослушание принуждают ребят есть порошок неизвестного происхождения. О случившемся родители узнали только после того, как у потерпевших были выявлены признаки отравления…
Заставляли «употреблять»
Нежелание ребенка идти в школу само по себе не столь подозрительно — не все любят изучать скучные предметы, находиться вдали от родителей, а иногда и в окружении не разделяющих их интересы одноклассников. В одной из школ Атырау это нежелание вызвали более уважительные причины.
О них в социальных сетях сообщили родители учеников четвертого класса. По словам матери одного из потерпевших детей, ее насторожило, что сын стал систематически выпрашивать деньги. Дошло до того, что из семейного бюджета стали пропадать некоторые суммы. Сопровождало эти «фокусы с исчезновением» плохое самочувствие мальчика, который периодически жаловался на головокружение и находился в предобморочном состоянии. Когда все эти симптомы стали очевидны, родители обратились в полицию.
Правоохранители опросили детей в присутствии совершеннолетних родственников. Порошок, который четвероклашек заставляли «употреблять», тоже отправился на наркологическую экспертизу. Результаты показали, что психотропные вещества в нем отсутствуют и сам по себе он не может нанести вреда здоровью, так как это сухой растворимый напиток.
Не удовлетворенные таким заключением родители отправились к руководству учебного заведения. Камеры, установленные возле школы, не зафиксировали эпизодов буллинга. Впрочем, о камерах внутри школы ничего не сказано — возможно, внутри помещения они просто не установлены. По современным меркам это редкость.
«Заслуженные» педагоги
Несмотря на то, что в этой истории нет житейских трагедий, подобное поведение внутри школьных коллективов заставляет насторожиться. Откуда у детей появляется желание доминировать над слабыми и как часто в школьных стенах случаются подобные инциденты?
Далеко ходить не надо: в ноябре 2021 года в эпицентре скандала оказалась школа-интернат олимпийского резерва в Степногорске. С негласного ведома учительского состава там регулярно случались ограбления и избиения воспитанников. Причем это не первый случай, опорочивший репутацию учебного заведения: в 2014 году там выпал из окна один из воспитанников. Результатом падения стали перелом челюсти, открытый перелом черепа, ушиб головного мозга и тупая травма грудной клетки с повреждением легких. Как тогда сообщила семья потерпевшего, ребенка предварительно избили, а потом выкинули из окна.
Впрочем, до «осознания» руководства школы это проблема так и не дошла. Директора интерната сначала освободили от должности, а потом… удостоили юбилейной медали с грамотой. Об этом стало известно из публикации на его личной странице. Как говорится, и кнутом, и пряником…
Эффект толпы
В брошюре ЮНФПА в Казахстане от 2020 года представлены следующие данные: 63% казахстанских детей были свидетелями насилия и дискриминации, 44% составляют сами жертвы буллинга, 24% подростков являются инициаторами перечисленного.
В 2018 году исследователи Национального центра общественного здравоохранения опросили 6 456 школьников и задали аналогичные вопросы.
По итогам выяснилось, что жертвой травли в учебных учреждениях становится каждый пятый в возрасте 11 и 13 лет и каждый десятый в 15 лет. После этого возраста в мальчишечьих кругах процент буллинга почти сходит на нет.
Другой вопрос был относительно того, как часто детям приходилось «травить» других детей. Исследования показали, что 8,3% опрошенных занимаются этим несколько раз в месяц. Подобные показатели прослеживаются и в кибербуллинге — хотя бы однажды ему подвергались 12%.
Если взять среднестатистический портрет тех, кто чаще других подвергается издевательствам со стороны сверстников, вот «общий знаменатель»: в основном это новенькие, пришедшие в класс из других школ; ребята, отличающиеся интеллектом, нестандартной внешностью, вероисповеданием или непростым положением в семье.
Осложняет ситуацию и отечественный менталитет, когда уважать старших и подчиняться им учат с детства. Это играет злую шутку в те моменты, когда абьюзером выступают более старшие или педагоги. Для последних это наиболее распространенная практика в регионах страны. Как правило, они делают броские замечания, даже не думая, что это может сказаться на репутации ребенка, а остальные дети мгновенно подхватывают «эстафету унижений».
Особенно в уязвимом положении оказываются те школьники, у кого имеются проблемы в семье. Там, где родители или другие родственники готовы мгновенно вступиться за чадо, а атмосфера в семье доверительная, дети редко подвергаются систематическим нападкам.
Воспитывать поздно?
Судя по тому, насколько буллинг популярен в учебных заведениях, становится ясно, что воспитательной беседой проблему не решить. Некоторые агрессоры, ощущая свою безнаказанность, переносят ее и во взрослую жизнь, совершая уже более серьезные «проступки».
Вероятно, поэтому Казахстану необходим закон о буллинге, как бы его ни критиковали общественники. В новом законопроекте понятие «буллинг» будет закреплено юридически. Официальное название документа – «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка».
Это не просто позволит регулировать конфликтные ситуации на уровне профилактики, но и предусматривает пункты об уголовной и административной ответственности, исходя из разновидности буллинга, будь то оскорбление, избиение, хулиганство, клевета или распространение порочащей репутацию информации. Но предъявить что-либо будет возможно лишь в том случае, если травля привела к неприятным последствиям. Это могут быть психологические травмы жертвы или последствия физических нападок.
Как отмечают правозащитники, в этом смысле куда важнее не «разбор полетов», а именно профилактика. Хорош тот закон, который позволяет не допустить трагедии.
Сложность в том, что в отечественных школах пока не выработали реально работающие методы профилактики подобных инцидентов. Ответственность лежит на руководстве школ, которое не только пренебрегает правилами, но порой и допускает жестокое поведение…