Политолог, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев считает, что президент дал правительству Алихана Смаилова третий карт-бланш, спрос будет серьезным.
Помимо внушительного экономического блока вопросов, затронутых главой государства, в Послании-2023 много и по госуправлению и системе ответственности исполнительной ветви власти.
Политики де-факто
Правительство и акимы станут самостоятельнее, а анонсированные президентом выборы акимов районов и городов областного значения с правом самостоятельного формирования бюджета переводят местную власть в подотчетность избирателям. То, о чем гражданское общество говорит последние два десятилетия, не меньше.
Ну и, конечно же, наделение правительства рычагами самостоятельного управления экономикой, причем без согласований с администрацией президента, это совсем из области демократического Казахстана, где главы министерств станут политическими служащими не только де-юре, но и де-факто.
Уже то, что Касым-Жомарт Токаев не сменил правительство целиком, оставив премьера и вице-премьеров, свидетельствует о его уверенности в составе кабмина и его возможностях справиться с поставленными задачами. По большому счету, глава государства в августе 2023 года в Экибастузе говорил, что будет некая новая модель госуправления и решения стратегических вопросов. И я вижу, что в основном речь идет о текущих мерах, которые идут из поручений 2022 года. Есть новые дополнения, но в целом выглядит так, что правительству дан карт-бланш еще на один год. По крайней мере, президент будет смотреть, насколько оно справляется в таком составе,
отметил Андрей Чеботарев.

Ответственность — вещь конкретная
— У Смаилова это третий карт-бланш. И послание больше экономическое, а экономический блок правительства не поменялся, кроме, разве что, главы Нацбанка. Какие у нынешнего правительства есть инструменты к реализации того, что сказал президент? Денег потребуется много, а их нет, учитывая отсутствие инвестиций, отмеченное президентом.
— Экономический блок в Послании большой, но его реализация без тех политических изменений, что произвел президент, была бы затруднительной. Касым-Жомарт Токаев дал правительству понять, что смотреть на администрацию президента как на согласующую инстанцию, больше не нужно, вся ответственность персонально на кабмине.
Здесь мы видим, что, во-первых, глава государства произвел реорганизацию самой администрации, исключил должности заместителей руководителя. Во-вторых, он убрал еще и распорядительную функцию АП. Так что администрация занимается теперь чисто контролем за исполнением поручений и не будет распорядительной
Действительно, у правительства не будет возможностей перекладывать ответственность.
Второй момент, исходящий из первого — ставка теперь, скорее всего, будет сделана на внутренний контроль самого правительства. У него есть аппарат — бывшая канцелярия премьер-министра, возглавляет которую Галымжан Койшыбаев, человек из дипломатов, наиболее доверенной категории назначенцев.
— Рокировки в сельхозвене, сфере природных ресурсов и акиматах вам не показались интересными? Акимы сменили министров, министры — акимов. Будто в качестве испытания побывать в «шкуре друг друга».
— Эти рокировки назревшие и правильные. Назначены люди, имеющие представление, как управлять этими сферами. Акимы сменили министров и министры акимов — согласен, рокировка интересная. И создание нового Министерства водных ресурсов и ирригации — тоже очень важное решение, потому что мы видим, что водный вопрос в Казахстане не только внутреннего характера, но и из сферы международных отношений. С любым из наших приграничных соседей есть нерешенные вопросы по водопользованию. Что с Россией, что с Китаем, что с Кыргызстаном. Поэтому такая рокировка акимов, особенно смена акима приграничной с Кыргызстаном Жамбылской аграрной области, где вопрос с обеспечением водой в вегетативный период назрел давно — мера своевременная.
Естественно, сейчас сложно делать какие-то однозначные прогнозы, как сработают ставки главы государства, но оптимистичные предпосылки есть.