Недавний скандал с идеей экологического министерства устроить массовый отстрел сайги — парнокопытного, которое еще недавно считалось краснокнижным и находящимся на грани исчезновения, дает повод обратить внимание на ситуацию с животным миром Казахстана.
Катастрофические изменения климата обедняют фауну, безвозвратно уничтожая огромное количество видов или кардинально меняя географию их обитания. В освоении жизненного пространства братья наши меньшие мигрируют далеко за пределы своего прежнего ареала, появляясь в местах, чьими обитателями их прежде нельзя было даже вообразить.
Вот краткая подборка четвероногих (а также рукокрылых и крылатых), которые еще сравнительно недавно не жили в нашей стране или были распространены лишь в отдельных регионах, а теперь становятся все более привычной частью отечественного пейзажа.
Переднеазиатский леопард

Пожалуй, для многих будет сюрпризом узнать, что разновидность крупного пятнистого хищника из семейства кошачьих, привычно ассоциирующегося с далекими странами и континентами, обитает в Закавказье, Иране, Афганистане, а также в сопредельном Туркменистане, где численность его в последние годы стала заметно расти.
Несколько лет назад казахстанские зоологи заявили, что леопарда можно считать представителем отечественной фауны – его появление в Мангистауской области было зафиксировано официально, хотя сообщения о встречах поступали уже много лет. Более того, в 2000 году казахстанские СМИ облетела сенсационная новость о леопарде, застреленном… в Жамбылской области, до которой он каким-то чудом добрался через немыслимое расстояние.
Медоед

Также на юго-западе республики (являющемся своеобразным порталом в мир зооэкзотики) в последние годы на глаза очевидцам все чаще попадается медоед. Представитель семейства куньих (ласка, хорек, горностай, росомаха – вся эта кампания), которые славятся своей кровожадностью и свирепым характером, он даже на фоне своих брутальных сородичей отличается невиданной агрессивностью, что заставляет отступать, к примеру, медведя. По-казахски, кстати, животное называется «итаю», то есть «собачий медведь». А сладкий продукт любит, пожалуй, больше косолапого, беспощадно уничтожая пчелиные гнезда. Но вообще его следует охарактеризовать как всеядного хищника. Одно из его названий – ратель, что побудило известное отечественное медиа сделать этого зверя своим названием и маскотом.
Шакал

Прозвучит еще более странно, потому что этого представителя семейства псовых, чей образ так хорошо знаком по массовой культуре и фольклору, а само название стало синонимом ругательства, казахстанцы воспринимают уже как совершенно заурядное животное, на уровне чуть ли не воробьев и бездомных собак.
Собственно, в последние годы учащаются случаи, когда мелкие хищники (безопасные, впрочем, для человека, поскольку удивительно трусливы) селятся на окраинах городов, привлеченные отходами жизнедеятельности населенных пунктов. Несколько десятилетий назад зверь, который повсеместно распространен в сопредельных центральноазиатских республиках, в Казахстане встречался только в долине Сырдарьи и на побережье Арала, но постепенно распространился практически во всех регионах. Поскольку его численность стала причинять вред природному разнообразию страны и сельскому хозяйству, разрешен сезонный массовый отстрел, квоты на который сравнимы с волчьим.
Енотовидная собака

Похожим образом распространяется по всему континенту и другой вид псовых. Смешное название надо понимать буквально – зверек размером с мелкую дворнягу удивительно похож на енота-полоскуна, популярного и позитивного персонажа мультипликации и детской литературы.
Это единственный вид из собачьего семейства, впадающий в зимнюю спячку. Обитатель далекого Приморья, в первые десятилетия советской власти псевдо-енот был привезен во многие регионы и области для обогащения охотничьих угодий и в Казахстане поначалу не прижился. Но после широчайшего распространения по половине Европы и в центральной России енотовидных собак стали все чаще встречать и на территории Казахстана, что несколько лет назад дало ученым веский повод назвать его полноценным представителем местной фауны, а не просто редким туристом. Кстати, у этой собаки просто потрясающий вой, похожий больше на пение.
Белобрюхий стрелоух, остроухая ночница, рыжая вечерница

Существа, названия которых идеально подошли бы персонажам средневекового бестиария, действительно относятся к животным, которые испокон веков вызывали у людей отвращение и даже испуг. Это летучие мыши, представители обширного рода рукокрылых.
Их появление в нашей стране, конечно, стало заметно вовсе не обычным людям, а специалистам, которые обратили внимание, что в своих миграционных полетах нетопыри добрались и к нам. Скрытный образ жизни весьма затрудняет наблюдение за ними и отслеживание их ареала, поэтому, возможно, новых видов этих животных в стране несколько больше.
Полосатая гиена

Звучит совсем уж фантастично, поскольку большинству на ум придет гиена пятнистая, которая обитает только в Африке и никогда не встречается со своей полосатой родственницей. А та в свою очередь является единственным представителем рода гиеновых (вопреки стереотипам гиена вовсе не из псовых), обитающим за пределами черного континента.
Впрочем, помимо окраса они действительно очень похожи, хотя полосатая заметно меньше. Те же хорошо знакомые нам по научно-популярным фильмам повадки и рацион, а также способность причинять вред сельским жителям нападением на мелкую домашнюю скотину. Очевидно, именно на счет полосатой гиены — животного диковинного для жителей республики, следует отнести значительную часть сообщений о кровожадной чупакабре.
Майна – индийский скворец

Звучит, напротив, удивительно обыденно. В наших городах эти птицы уже много лет как стали чем-то вроде воробьев и даже вытеснили тех из урбанистической экосферы, но еще в 70-е казались странными экзотическими представителями пернатых на уровне попугаев. С последними их роднит удивительная способность воспроизводить человеческую речь.
У птиц отменный слух и превосходные музыкальные способности, делающие их универсальными пересмешниками. Склочный темперамент, способность истреблять как массу вредных для садоводства насекомых, так и плоды этой отрасли. Словом, герой и антигерой в одном лице, которому очень идут подведенные желтым глаза.
Изначально обитали в тропических районах Южной Азии от Афганистана до Индии и Шри-Ланки, но постепенно распространились далеко за пределы этого региона. Популярно также название «афганский скворец» или просторечное «шпак», которое относится ко всем скворцам.