Напряженной ситуацией в Каракалпакстане пытаются воспользоваться «внерегиональные игроки», уверен доктор исторических наук Булат Султанов. Злополучные поправки в Конституцию Узбекистана как-то очень вовремя подвернулись под руку и стали отличным поводом для устройства нового очага напряженности в Центральной Азии.
При этом основная причина бунтов, как утверждает значительная часть экспертного сообщества и с чем согласен Султанов, лежит в экономике. Голодных людей легче подбить на беспорядки.
— Булат Клычбаевич, не начнется ли в Каракалпакстане эскалация конфликта? Сейчас вроде поутихло, но как бы это не было затишье перед бурей.
— Сначала хочу сказать, что события в Каракалпакстане наши сограждане восприняли очень болезненно, поскольку там живет родственный нам народ. У нас практически единый язык, общие традиции и тому подобное. Мало того, при Советском Союзе одно время Каракалпакстан входил в состав КазССР, но потом его передали в состав Узбекистана.
Так что понятно, какое беспокойство беспорядки там вызывают у нас. Лично меня беспокоят еще несколько моментов. Во-первых,
Центральная Азия находится в своеобразном треугольнике между Китаем, Российской Федерацией и исламским миром
Поскольку Китай (в первую очередь) и Россия сейчас объявлены противниками США, мы можем смело говорить, что коллективный Запад будет усиливать давление на них, а вся Центральная Азия от этого начнет испытывать определенный, мягко говоря, дискомфорт.
Казахстан не хочет портить отношения ни с каким из центров силы. Во внешней политике мы проводим стратегию, которая опирается на три столпа: многовекторность, прагматизм и защита национальных интересов страны. Но это не говорит о том, что мировое противостояние не отразится на нас, как и на всем центральноазиатском регионе, причем не в лучшую сторону.
— Давайте вернемся к Нукусу. Почему там так сильно полыхнуло?
— Думаю, что в Ташкенте не учли настроений в Каракалпакстане, которые возникли в первую очередь из-за тяжелого социально-экономического положения страны. Наверное, руководителям группы, которая готовила проект конституционных поправок, нужно было более детально и конкретно изучить ситуацию, прежде чем предлагать лишить Каракалпакстан права на суверенитет и выход из состава Узбекистана. Если бы не эти поправки, события могли бы развиваться гораздо спокойнее.
— Правда, тут есть два нюанса. Первый – это целые грабли, на который наступил не только Узбекистан. Я имею в виду
два противоречивых пункта: первый – это право нации на самоопределение, а второй – право государства на сохранение территориальной целостности
То есть, с одной стороны, народ Каракалпакстана имеет право на независимость, но с другой, Ташкент рассматривает происходящее там как откровенный сепаратизм.
И второй момент как раз проистекает из геополитического расположения всей Центральной Азии. Поскольку, как я уже сказал, регион находится на стыке сразу трех миров, конечно, есть определенные внешние силы, которые заинтересованы в дестабилизации ситуации внутри этого треугольника. И в первую очередь для того, чтобы Китай и Россия получили головную боль в виде «горячих точек» прямо на своих границах.
Жители же Центральной Азии в этом абсолютно не заинтересованы, поэтому
я уверен, что разжигают ситуацию те, кто находится за пределами Узбекистана
— Это какие например?
— Конкретнее трудно сказать. Это могут быть и политические оппоненты Мирзиеева, находящиеся за границей. Но могут быть и заинтересованные западные структуры, которые «заточены» на ухудшения положения в Китае и России, в том числе и из-за конфликтов в приграничных странах.
— Я неоднократно говорил, что сегодня мировое сообщество расколото на коллективный Запад и незападный мир. При этом в результате пандемии уже были нарушены торговые цепочки, торгово-экономические связи, а в рамках «крестового похода» Запада разрушения только усилились. Что в свою очередь приводит к ухудшению социально-экономического положения населения. А недовольное население способно на многое. Вообще,
основные причины конфликта – это именно, во-первых, тяжелое социально-экономическое положение, а во-вторых, стремление внерегиональных игроков использовать это для дестабилизации ситуации
в Центральноазиатском регионе и в Узбекистане в частности.
Вот для того, чтобы не дать воспользоваться тяжелой ситуацией в Каракалпакстане деструктивным силам – нам вместе нужно помочь Узбекистану в решении этой сложнейшей проблемы. И подходы здесь нужны деликатные.
Я бы порекомендовал нашим дипломатам очень внимательно отнестись к ней и подключить к урегулированию региональные международные организации: ШОС, ОДКБ, ЕАЭС и СНГ. Одним из рецептов может быть инициатива Касым-Жомарта Токаева об усилении центральноазиатской кооперации и внутрирегионального сотрудничества. Совместными усилиями мы могли бы помочь Ташкенту.
— Мирзиеев уже предложил убрать поправки, с которых все и началось. Может на этом и закончится?
— Да, узбекский президент поступил очень мудро. Но сейчас нужно, чтобы те, кто затеял всю эту бучу, не стали накачивать ситуацию дальше. И в этом, повторюсь, мы должны помочь. Очень бы не хотелось, чтобы под боком у Казахстана появился «второй Донбасс» со всеми вытекающими из этого последствиями.
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…