Бензиновые и дизельные проблемы являются зеркалом казахстанской экономики. Известный экономист Айдархан Кусаинов практически на пальцах объяснил, почему в стране никогда не будет нового нефтезавода, а дешевый бензин всегда будет источником социальных и экономических проблем.
В своем телеграм-канале он предельно просто расписал логику цен на топливо в Казахстане. Дословно:
Договор власти и компаний
«Бензин и дизель в Казахстане дешевые — чтобы они были доступны.
Дешевые они потому, что есть обязательства для нефтяных компаний поставлять нефть на внутренний рынок независимо от мировой цены
Так удешевляется сырье и страдает экономика нефтяных компаний.
Почему никто не строит новый нефтеперерабатывающий завод?
А зачем строить новый завод — инвестировать деньги в предприятие, цены на продукцию которого регулируются государством, так, чтобы они были наиболее низкими по сравнению с любыми соседними?
Заинтересованы ли нефтяники? Да ни за что: новый НПЗ — это новые обязательства по поставкам нефти на внутренний рынок, а значит дальнейшее ухудшение собственной экономики
Построят ли новый НПЗ? Возможно, если государство будет платить нефтяникам за удешевленную нефть, а инвесторам за то, что они будут работать (ну то есть компенсировать убытки).
Нефть Казахстана не для Казахстана
Кстати, Кашаган, Карачаганак, Тенгиз — растущие месторождения, принадлежащие иностранцам, освобождены от поставок на внутренний рынок, у них с экономикой все в порядке. На внутренний рынок поставляют наши падающие месторождения, например, Озен. Мало того, что там и так плохо с прибыльностью, так у них еще ее и отбирают. И так во всем.
Нужно чтобы цены были пониже: переработчики говорят — нет проблем, дайте дешевое сырье, но производители сырья — это тоже бизнес, который не хочет задешево продавать. В итоге не развивается ни переработка, ни теперь уже и само сырье, а ситуация дошла до смешного.
Значительная часть реального сектора экономики работает только потому, что за это им платит государство
Либо прямо, либо через прибыльность подконтрольных компаний, либо через квази-налоги для отечественных предприятий в прибыльных секторах. Ну, кстати, и зачем тогда требовать от подконтрольных компаний прибыльность и эффективность?
Интересно обострение дискуссий вокруг нового НПЗ. Как новый завод поможет снизить цены, которые и так ниже, чем у всех соседей? Почему-то «общественная мысль страны» считает, что каждое новое производство любых товаров работает как волшебная лампа — раз, и из ничего производит дешевые товары, платит зарплату и налоги во славу страны».