Неприятные цифры лучше не публиковать, решили чиновники и… Не опубликовали новые данные по доходам казахстанцев. Надеясь, что никто не заметит. Этим возмутился известный экономист Айдархан Кусаинов.
На своем телеграм-канале Кусаинов раскртиковал и это решение Бюро, и показал, что за этим стоит реальное падение доходов казахстанцев. Дословно:
Доходы падают
«Доходы населения продолжают свое падение в реальном годовом выражении: май к маю — 2,6%, а за 5 месяцев 2023 к 2022 — минус 2,2%.
Есть разочарование. Теперь Госкомстат (Извините, Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам при Президенте РК) решил не публиковать оперативные данные по заработным платам — так называемую «заработную плату по оценке». На сайте остались только квартальные данные. Видимо, про динамику мы узнаем только в конце сентября. Да и то верно — зачем расстраиваться? Последние данные были по за май — минус 4%.
Логика молчания
Видимо, новелла такая. 25
лет публиковали, даже когда один компьютер на троих был, а данные факсом пересылали, но это устарело
Теперь растем, цифровизуемся, автоматизируемся, дашборды на сайте изображаем — зачем непроверенные, оперативные данные публиковать, можно подождать три месяца и сразу четко все показать.
Антирекорды доходов
В последние месяцы вопросов к статистике рождается больше, чем ответов. Например, в марте реальная зарплата выросла и поступило вознаграждение по депозитам в размере 10% месячного дохода, а мартовские доходы населения все равно упали. А в мае зарплата по оценке рухнула на 4% — значимый антирекорд, а падение доходов населения в мае оказалось меньше февральского.
Я всегда и сильно защищал нашу статистику, потому что она давала много информации, которая кросс-чеками более или менее согласовывалась между различными цифрами. Чтобы сильно сфальсифицировать, нужно было слишком многими параметрами «оркестрировать», в том числе и временнЫми рядами.
С нового года, с новым сайтом, поток информации кратно ужался, а противоречия нарастают
Но, думаю, это временно, потому что уже через пару месяцев станет невозможно делать какие-то значимые перепроверки на согласованность. И противоречия исчезнут, и всем станет хорошо».