Европейский союз принял решение повысить пошлины на электромобили китайского производства до 45,3% по итогам своего самого громкого торгового расследования, которое разделило Европу и вызвало ответные меры со стороны Пекина.
Спустя чуть более года после начала расследования по борьбе с субсидиями Европейская комиссия установит дополнительные пошлины в размере от 7,8% для Tesla до 35,3% для китайской SAIC в дополнение к стандартной 10% пошлине на импорт автомобилей в ЕС.
Дополнительные пошлины были официально одобрены и опубликованы в Официальном журнале ЕС во вторник, то есть они вступили в силу с сегодняшнего дня. Торговая комиссия ЕС, заявила, что тарифы необходимы для противодействия несправедливым, по ее мнению, субсидиям, включая льготное финансирование и гранты, а также землю, батареи и сырье по ценам ниже рыночных. Также было отмечено, что резервные производственные мощности Китая в размере 3 млн электромобилей в год вдвое превышают рынок ЕС. Учитывая 100%-ные пошлины в США и Канаде, наиболее очевидным рынком для этих электромобилей является Европа.
«Китай не согласен с этим решением и не принимает его», — говорится в заявлении министерства торговли Китая, опубликованном сразу после введения пошлин.
«Мы также заметили, что сторона ЕС давала понять, что продолжит переговоры с Китаем по ценовым обязательствам», — заявили в министерстве, добавив, что Пекин все еще надеется найти «решение, приемлемое для обеих сторон, как можно скорее, чтобы избежать эскалации торговых трений».
Китайская торговая палата при ЕС заявила, что она глубоко разочарована «протекционистскими» и «произвольными» мерами ЕС и обескуражена отсутствием существенного прогресса в переговорах по поиску альтернативы тарифам. В этом году Пекин начал собственные проверки импорта бренди, молочных продуктов и свинины из ЕС, очевидно, и сроки окончания расследования постоянно откладывались на фоне переговорного процесса.
Европейские автопроизводители борются с наплывом недорогих электромобилей от китайских конкурентов. Комиссия оценивает, что доля китайских брендов на рынке ЕС выросла до 8% с менее 1% в 2019 году и может достичь 15% в 2025 году. Причем цены обычно на 20% ниже, чем у моделей, произведенных в ЕС.
Позиция ЕС по отношению к Пекину за последние пять лет ужесточилась. Блок рассматривает Китай как потенциального партнера в некоторых областях, но также как конкурента и системного соперника, но члены ЕС далеко не едины в вопросе тарифов на электромобили.
Германия, крупнейшая экономика ЕС и крупнейший производитель автомобилей, выступила против введения пошлин в ходе голосования на этом месяце, в ходе которого 10 членов ЕС их поддержали, пять проголосовали против и 12 воздержались. Министерство экономики Германии заявило во вторник, что Берлин поддерживает текущие переговоры ЕС с Китаем и надеется на дипломатическое решение, которое позволит смягчить торговую напряженность и одновременно защитить промышленность ЕС.
«Федеральное правительство выступает за открытые рынки. Потому что Германия, в частности, как глобально взаимосвязанная экономика, зависит от этого», — добавил представитель. Немецкие автопроизводители резко раскритиковали меры ЕС, понимая, что возможное ответное повышение Китаем пошлин на импорт автомобилей с большим двигателем на бензине, а их поставляет в основном Германия, ударит по ним сильнее всего. Тем более, что сейчас идет забастовка тысяч немецких промышленных рабочих, в том числе на предприятиях автопроизводителей, требующих повышения заработной платы. А Volkswagen, возможно, впервые за свою 87-летнюю историю объявит о закрытии заводов на родной территории.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что ЕС движется к «экономической холодной войне» с Китаем. Однако французская автомобильная ассоциация PFA приветствовала пошлины, добавив, что она поддерживает свободную торговлю при условии, что она будет справедливой. здемсь следует отметить, что фрацузский автопром в Китае популярностью не пользуется.
Комиссия провела восемь раундов технических переговоров с Китаем, чтобы найти альтернативу тарифам, и заявила, что переговоры могут продолжиться и после введения тарифов. Обе стороны рассматривают возможные минимальные ценовые обязательства на импортируемые автомобили и на прошлой неделе договорились провести еще один раунд, хотя Комиссия заявила, что «остаются значительные пробелы».
По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, за первые девять месяцев 2024 года экспорт электромобилей из Китая в ЕС сократился на 7% по сравнению с годом ранее, но в августе и сентябре он вырос более чем на треть в преддверии введения пошлин.