Религия расцветает только тогда, когда есть финансовая подпитка и поддержка государства. Пусть даже и негласная. В то время как Конституция провозглашает Казахстан светским государством, многие чиновники ударились в религии и секты самого разного толка.
Об этом говорит политолог Данияр Ашимбаев в своем телеграм-канале:
«Если говорить о религиозных традициях элиты за годы независимости, то в первые годы многие ударились в оккультизм и НЛП, немного стали изучать тенгрианство. На фоне возрождении традиций пошла мода на религиозные обряды.
В начале нулевых развились неосуфизм и салафизм, но без широкой массовой поддержки. Первый сблизился с вчерашними неотенгрианцами, второй — с национал-популистами. Пантюркистов мотало по всем сторонам, пока Эрдоган не пришел к власти в Турции.
Вся эта мешанина шла на фоне общего скачка религиозности разного толка. Все чаще звучали фразы, что тот или иной бизнесмен, генерал или чиновник «присел на коврик». Некоторые молодые люди придумали себе отдельные «хобби».
В десятые государству эту надоело, и был узаконен канон, который, объективности ради, никакой исторической основы тут не имел. При этом получалось так, что салафиты более организованы, суфисты — более традиционны, но население в основном нуждалось в обрядовом сервисе. Ну и добавим молодежь, которая в массе своем религиозность воспринимает через внешние признаки — платки и бородки, как когда-то главным признаком считались запрет на свинину и обрезание. Но это масса, хотя для современного чиновника наличие платка у жены добавляет баллов в учет духовности.
Религиозность на элитном уровне пошла и по пути многоженства, хотя где-то сорвалась и ушла в массовую токализацию. Сказать, что элиты религиозны, очень и очень сложно. Ритуалы многие как бы соблюдают и в мечеть ходят, но духовностью или уж тем более праведностью не пахнет, даже от тех, кто более радикален».